Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 

 

Иерей Валерий Степанов
  Источник: Татьянин День alt  

Хочу вспомнить, как Рождество пришло в мою жизнь. Это было почти 25 лет назад. Сейчас странно об этом слышать, но тогда слово «Рождество» мало о чем говорило большинству советских людей.

Меня пригласили в гости. Странно было видеть квартиру, в которой вдруг и елка, и подарки, и маскарад каким-то невероятным образом оказались на своем месте. А сам праздник без оливье, случайных гостей и суеты был немного ранимым и отчего-то по-настоящему радостным. Играли вертеп. Мне досталась самая легкая роль – ангела, маленькая белая кукла на тонком пруте летала, возглашая: «Христос родился в Вифлееме». Взрослые пели колядки, читали стихи и, не стараясь походить на детей (что обычно у нас, взрослых, получается, прямо скажем, не очень), радовались как дети.

Были и подарки, и рождественские пряники. И все было так неподдельно, что я уже тогда начал задаваться вопросом, кто же украл у нас настоящий праздник и вместо него подсунул что-то очень похожее, но лишенное всякого смысла, тайны, а потому пустое и суетливое. Помните старую шутку про фальшивые елочные игрушки? Выглядят как настоящие, а радости никакой.

Так однажды в середине 1920-х годов 7 января перестало быть выходным. Елка, подарки и даже песни о празднике объявили пережитком прошлого. Не только Рождество, но и Новый год, как сказал бы Николай Дроздов, «оказался под угрозой полного уничтожения». Однако уже в 1935-м стало понятно, что народу – строителю коммунизма нужно как-то от строительства отдыхать. Да и не все перестали ставить елку, вспоминать о Рождестве, как та самая семья, пригласившая меня когда-то на рождественскую елку, с риском несла радость праздника через годы, когда жить стало «и лучше, и веселей».

С того момента, как в 1936 году елка вернулась в дома советских людей, Новый год праздновали без религиозной подоплеки. Без радости за приход на землю Спасителя от праздника осталась лишь суета и праздничный заказ в картонной коробке. Казалось, очень просто: замени Вифлеемскую звезда на рубиновую, как на Кремле, и никто не заметит.

Но дух христианского праздника не подчиняется разнарядке. И такие милые карнавалы, красные шапочки и коты в сапогах все равно не станут похожи на рождественские сцены о начале новой жизни – рождении Иисуса.

А ведь Церковь начала праздновать Рождество не сразу. Апостолы, ученики Христа, вспоминали и праздновали лишь те события, непосредственными участниками которых были они сами: Преображение, Крестные страдания, Воскресение (Пасху). Среди этих событий было и Богоявление (Крещение) – выход Христа на проповедь и встреча его с первыми апостолами. Именно в недрах Богоявления зародилось празднование Рождества. Позднее, уже в IV веке, появился самостоятельный праздник с этим названием. Тогда же начала зарождаться культура празднования Рождества.

У всех православных народов в традиции сохранилось много общего, но многое и различалось. Например, елка с праздничной Вифлеемской звездой на макушке появилась на Руси только в канун 1700 года, когда Петр I повелел начинать летоисчисление зимой, и в знак рождения новой, вечной жизни украшать вечнозеленые деревья.

В дни Рождества люди всегда задумывались о новой жизни, о смирении и о детском взгляде на мир, который, поверьте, очень часто намного ценней повзрослевшей умудренности. Пока у нас не украли праздник, вручив вместо него суету «нового» Нового года. Праздника для взрослых…

Как же праздновать Новый год? Ответ на этот вопрос я нашел, когда стал священником,в первую же зиму. Тогда 1 января пришлось на воскресенье. Надо было довольно рано утром идти в храм. Я увидел еще не убранные улицы, ребят, что ждали открытия метро, последних посетителей ресторанов… И понял, что за этот город кто-то должен помолиться. С тех пор 31 декабря я ложусь спать пораньше, а 1 января всегда совершаю литургию и думаю вот о чем: хорошо бы через неделю, 7 января, в день настоящего праздника как можно больше взрослых почувствовали себя детьми…

***

 "Начало радости – быть довольным своим положением". 
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

***

  Женщина беспокоится о будущем, пока не выйдет замуж. Мужчина не беспокоится о будущем, пока не женится.


Коко Шанель

 За несколько лет внедрения в российские школы ЕГЭ стал головной болью для всех участников учебного процесса. Учителя перестраивают программу, родители тратят деньги на подготовку, а дети хранят в голове тысячу фактов, чтобы извлечь их на свет при первой необходимости. С другой стороны, выросло уже целое поколение, воспринимающее такой тип экзамена как данность. Да и многие педагоги «вошли в колею» и нашли плюсы там, где раньше видели одни минусы. Что принесут эти перемены в будущем? Оценить ситуацию мы попросили известного психолога, доктора психологических наук, профессора СПбГУ Раду Грановскую.

Раздел: Актуально
Без долгосрочной перспективы
Журнал: № 11 (ноябрь) 2013 Интервьюер: Владимир Иванов Опубликовано: 28 ноября 2013
 
 
—?Рада Михайловна, что за годы внедрения ЕГЭ произошло с качеством образования, на ваш взгляд?
—?Ни для кого не секрет, что во многих школах учебный процесс превратился из обучения в натаскивание на тесты. Ребятам стало неинтересно учиться, а учителям — учить. Став репетитором, учитель потерял возможность развернуть свой талант. Кроме того, сама идея задавать разным людям одни и те же вопросы, с точки зрения любого профессионального психолога,?— абсурдна.
 
Сейчас я работаю с материалом о дистанционном образовании — это очень динамично развивающаяся область. Дистанционная программа рассчитана на усредненного человека: без пола, без возраста, без темперамента, без личных качеств. Но разные люди очень по-разному воспринимают эту программу. Для холерика все это — медленно и нудно, он бросает, не доделав. Для флегматика — слишком быстро, он не делает ошибок, но успевает дойти лишь до середины. Сангвиник все время спрашивает, «что он будет с этого иметь», если все-таки дойдет до конца. А меланхолик так пугается, что бросает, не начиная. То же самое можно сказать о сдаче ЕГЭ.?Надо приспосабливать программу к учащемуся: вводить коэффициенты, принимать во внимание психологические особенности. Ничего этого система ЕГЭ реализовать не в состоянии. Она подразумевает, что все экзамены сдаются только письменно. Следовательно, не нужно учить школьников разговаривать — и скоро школьники разучатся разговаривать. Один из моих учеников живет в США, где система, аналогичная ЕГЭ, существует уже десятилетия (тесты SAT и ACT стали широко применяться в США с 1920?х годов.?— Прим. ред.). Так вот, его знакомый получил премию от университета — «за умение общаться». Когда его спросили, где он так хорошо научился говорить, он ответил: «Понимаете, в нашей семье сохранилась традиция после ужина обсуждать, что у кого было днем, а не расходиться по своим комнатам и смотреть каждый в свой монитор». (Семья у него из бывших европейцев.) Умение говорить — очень серьезная штука.
 
Как может быть экзамен по русскому языку или литературе в виде теста? Может ли подготовка к части «C» ЕГЭ, где нужно написать короткий ответ на вопрос, научить ребенка говорить? Так недолго вообще потерять язык. И без того он засорен сейчас блатной феней. А ведь язык определяет мышление. Смотрите, немцы говорят: «что заслужил — то и получил», а мы: «старался-старался, но не судьба». В результате — они выигрывают в планировании среднесрочной перспективы, а мы хорошо планируем поведение при авариях и стрессах. Это происходит потому, что мы все время ориентируемся на худший вариант.
 
—?Как введение ЕГЭ сказалось на образовательном процессе в целом?
Ads by LyrmixAd Options
 
—?ЕГЭ приучает ребенка концентрироваться на деталях. Видеть целое ребенок уже не может. Как проходит обучение в обычной, непривилегированной школе в США? Например, тема «Титаник»: водоизмещение, курс, сколько было людей, когда подошли спасатели… всего 25 вопросов. Нет континуума, в котором гибель судна — лишь звено в исторической цепочке. Всё о «Титанике» и ничего — вообще ничего — об окрестностях. Эти проблемы американского образования вобрал в себя и ЕГЭ.?Разрушается внимание — базовый психологический навык при обучении. Оно становится коротким, дробным и не дает возможности охватить умом сложные задачи. «Все должно быть проще, понятнее» — но не все может стать проще. Таким образом, трудные задачи отвергаются. Я читала исследование американских преподавателей, где говорится, что школьники и студенты не берут в руки книги толще 300 страниц. Рекомендовать им книгу бессмысленно — можно рекомендовать либо главу, либо от страницы такой-то до страницы такой-то, иначе они вообще не приступают к этой работе.
 
—?Согласны ли Вы с тем, что ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов?
—?Такое утверждение делается на основе того, что тесты проверяются при помощи компьютера. Но при чем здесь объективность? Неужели компьютер знает учеников лучше, чем учитель, который занимался с ними несколько лет? Неужели мы перестали доверять человеку? А как быть с правополушарными детьми? Их приблизительно 10%! Таким — творческим — детям вообще сложно проходить тесты.
 
Десять лет я занималась поддержанием творческого потенциала фирмы, реализующей собранные со всего мира творческие проекты. Могу сказать по своему опыту — без правополушарных людей сверхсложные творческие задачи просто не решить. Вот приходит ко мне начальник и говорит про одного такого правополушарного: «Я его уволю, потому что он опаздывает на полтора часа на работу». Я спрашиваю работника: «Вася, ты на другой электричке теперь ездишь?» — «Нет, на той же самой» — «А в чем дело?» — «Но мне же надо когда-нибудь подумать! Я приезжаю и хожу вокруг фирмы» — «А внутри?» — «Ну что, увидят, что я ничего не делаю,?— дадут дополнительную работу. А мне надо в это время — подумать!» Это совсем другие люди, и их нужно уважать. Ведь логика говорит, как правильно пройти пошагово от точки А до точки Б, но она не говорит, где точка Б находится. Правополушарные эту цель видят. Да, может, они по дороге сделают много ошибок, но они точку Б видят. А левополушарные — нет. И что, мы правополушарных детей будем оценивать по тому, как они пользуются логикой?
 
—?На ЕГЭ, кроме всего прочего от детей требуют принимать решения быстро. Хорошо это или плохо?
—?Совсем плохо. В советское время, когда никто еще и не думал о ЕГЭ, мне тайно из-за границы прислали книгу с примерами тестов. Я собрала своих учеников, и мы стали проходить эти тесты. Прошли только сангвиники, потому что они работают в экстремальных ситуациях лучше, чем в спокойных. Они хорошо мобилизуются. И что? Кто сказал, что сангвиники самые лучшие? Они хорошие организаторы, лидеры — всё это так. Но когда надо строить долгосрочную перспективу, нужен флегматик. А когда надо пробивать стенку прямо сейчас — нужен холерик. А чтобы увидеть, куда двигаться,?— меланхолик. Он со своей чувствительностью первым ловит ветер в паруса — это оборотная сторона его страхов, тревог. Поэтому в серьезном коллективе должны быть все. Сначала приглашают меланхолика. Его надо погладить по голове, потому что он очень тревожный. И сказать: «Нам надо решить эту задачу. Как ты думаешь, куда двигаться?» — «Ну, я не знаю, но вот мне кажется, туда». Тогда приглашают флегматика и говорят ему: «Один чудак сказал, что с этой задачей — туда. Как думаешь?» — «Ой, нет, я так сразу не знаю, вот через недельку…» Хорошо, через недельку. «Ну вот, есть разные подходы. Но в некотором смысле этот — более перспективен». Тогда приглашают холерика. Говорят: «Вот направление, надо проложить туда дорогу. Срочно займись». А потом приглашают сангвиника: «Организуй бригаду, построй план и руководи». Получается, ЕГЭ ставит в неудобную ситуацию троих из четверых.
 
А раньше учитель, который принимал экзамен, знал такого, условно говоря, Васю, как облупленного. Он знал, что этому Васе надо дать подумать спокойно, сажал его — и тот думал. Знал, что Петю, наоборот, надо принять первым, или к концу он так перепугается, что уже рта открыть не сможет. То есть подход-то был индивидуальным, потому что учителя понимали, с кем имеют дело. А теперь — как в армии, всех в одну линейку.
 
—?Что мы будем иметь через десять лет ЕГЭ, на ваш взгляд?
—?Будем иметь массу сангвиников. Думаю, это очень нехорошо — потому что мы теряем долгосрочную перспективу, для построения которой сангвиники не подходят. 

Беседовал Владимир Иванов

 Замечательный человек и прекрасный пастырь игумен Ростислав (Якубовский), настоятель Успенского подворья монастыря Оптина пустынь в СПб, решил отказаться от монашеских обетов. Об этом сообщает блог диакона Андрея Кураева. Сообщается, что отец Ростислав решил связать себя узами брака с женщиной, которую полюбил. 


Сложно комментировать решение другого человека, потрудившегося на благо Церкви много больше, чем каждый из нас. Уместнее будет покаянно помолиться об отце Ростиславе. 

Обратимся также к Богу с молитвой о том, чтобы искушения и нестроения оставили церковный Санкт-Петербург. 

Игумен Ростислав (Якубовский) является клириком Московской епархии, поэтому официальных комментариев Санкт-Петербургская митрополия давать не будет. 

http://diak-kuraev.livejournal.com/548814.html
altaltaltaltalt

 

 

Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»

16 Сентября 2013
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и вофициальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

1. Краткий исторический обзор

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело — Церковь, получают освящение души и тела.

Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор 10:16-17; Деян. 2:46; Деян. 20:7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований рассматривался как пренебрежение Церковью и подвергался порицанию.

Количественный рост Церкви в III и, особенно, IV веке привел к существенным переменам в ее организации. В частности, евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них рядовых христиан стало восприниматься многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное»(2-е правило Антиохийского Собора).

Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме:«Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную ... Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 [89]).

Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году, и призывает усердных христиан придерживаться древней нормы о причащении за каждой Литургией:«Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Пято-Шестого Собора). Однако уже на рубеже IV-V веков, как пишет святитель Иоанн Златоуст, многие христиане связывали причащение не только с евхаристическим воздержанием перед Литургией, но и с соблюдением Великого поста. Святитель порицает возведение этого обычая в ранг нормы: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное... [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Тайнам» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

Вместе с тем, в Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху [1]. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (гл. 32) об обязательном семидневном посте перед причащением.

В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко Святому Причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Три дни или един день да постятся точию».

На практике крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против этого злоупотребления была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении. Елижды аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. И напутствие к животу вечному. Аще не ясте Тела Сына человеческаго, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе. И есть характир или знамение, которым являем себе быти уды единаго мысленнаго Тела Христова, сиесть, сообщники единой Святой Церкви... Того ради, аще который Христианин покажется, что он весьма от Святаго Причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».

В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре поста, а святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. Исповеднический подвиг Церкви в годы безбожных гонений ХХ века побудил переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения, так что сейчас большинство воцерковленных православных людей причащается со значительно большей частотой, чем христиане в дореволюционной России.

2. Говение

Определяемые духовником требования подготовки ко Святому Причащению зависят от частоты приобщения Святых Таин и духовно-нравственного состояния верующего.

Практика приуготовительного поста (говения) регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи (а в более строгом варианте — в форме сухоядения) и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. В то же время продолжительность и строгость говения как подготовки ко Святому Причащению могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии.

Согласно церковной традиции, говение состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении определенного домашнего молитвенного последования, которое обычно состоит из канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, святым, иных церковных молитвословий. Объем и состав домашнего молитвенного правила в период говения, согласно Следованной Псалтири (точнее, включенному в ее состав «Правилу готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа»), может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни. Наиболее важная часть молитвенной подготовки причастника — последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.

Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних.

При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними.

3. Светлая седмица

Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Исходя из этого правила, а также имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.

4. Евхаристический пост

От говения следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше) и не может быть отменен. При этом следует заметить, что требование обязательного евхаристического поста не может быть применимо к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими неопустительного приема лекарств, и к умирающим.

Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время предполагает увеличение продолжительности евхаристического поста, в который включаются не только ночь и утро, но и день. Поэтому при вечернем причащении за Литургией Преждеосвященных Даров воздержание от пищи с полуночи сохраняется в качестве нормы. Однако для лиц, не имеющих физической крепости, Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании от 28 ноября 1968 года установил возможность сокращения евхаристического поста при причащении вечером до шести полных часов [2].

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 и 13 правила Тимофея Александрийского говорят о воздержании в течение суток перед причащением.

5. Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин

В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением.

Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне» (1Кор 11:29).

Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского, 19-е и 44-е правила Лаодикийского Собора, 69-е правило Пято-Шестого Собора).

6. Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности

Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. Следует признать, что для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению.

7. Заключение

Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения.

В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении [3]. В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» [4].


[1] См.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers // Dumbarton Oaks Papers. 2006 [2007]. Vol. 60. P. 146–188.

[2] Журнал № 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3–5.

[3] Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.

[4] Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.

 

 

 

 

 

 Дружба между мужчиной и женщиной: возможна ли она?

«Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Вероятно, она случается между святыми…» — считал Рональд Толкин. 

Артур Конан Дойл выражался еще жестче: «Дружба между мужчиной и женщиной не делает чести мужчине и лишает чести женщину». Спор об этом явлении далеко не окончен. Почему к нему относятся с подозрением, в чем его коварство? 

Что является основой для дружбы? И должны ли муж и жена быть друзьями? 

Об этом мы говорим с психологом, заместителем генерального директора психологической службы «Семейное благо» Глебом Валерьевичем Слобиным.

alt














Фото Светланы Кавериной

 

Естественность или маскарад?

Глеб Валерьевич, на Ваш взгляд, возможна ли в принципе дружба между мужчиной и женщиной?

Если вопрос ставить так обезличенно, «в принципе», то можно сказать: «Да, возможна». Но дружба — это же личностные отношения конкретных людей. И, как мне кажется, далеко не каждый человек к ней способен. Вспоминаются слова старца Паисия Святогорца, который старался к любой женщине относиться как к матери или сестре. Таков его аскетический опыт. Но далеко не каждый человек готов этот опыт воспринять. 

Евангелие учит нас, что человек трехсоставен: в нем есть тело, душа и дух. После грехопадения гармония и соподчиненность этих уровней существования человека была утрачена. Поэтому сегодня от того, на какую из этих составляющих в первую очередь направлены стремления человека, его мечты, представленияк чему устремлено его сердцезависит и содержание его переживаний в дружбе: грубое, эгоистическое, плотское или более утонченное, душевное, или же его переживания преимущественно духовны по своему характеру. Как правило, все они намешаны в нашей душе, и для сохранения дружбы к этой мешанине нужно относиться очень внимательно и трезво. 

Стало быть, опасность в том, что отношения могут переходить границу дружбы вопреки какому-то нравственному долгу или вопреки желанию одного из друзей? 

Да. Скажем, если я как мужчина дорожу женщиной как другом, если я уже состою в браке, либо дал слово своей невесте о создании семьи, то противостоять возникшему в моей душе телесномувлечению к подруге противоположного пола — это вопрос моего нравственного долга. Мне кажется, что это вопрос обычной, человеческой нравственности и уж тем более — христианского долга.

Давайте определимся с понятиями: что такое дружба и что такое романтическая сторона или плотское влечение, как их разграничить?

Да, давайте попробуем провести грань. Я воспринимаю дружбу как особые отношения, в которых главное — открытость, доверие, естественность и равенство людей. 

В каком смысле равенство?

В том смысле, что в дружбе нет отношений иерархии, которые присутствуют, например, между родителями и детьми или (но уже иного свойства) между супругами. Я не имею в виду, что иерархия — помеха добрым отношениям, нет, конечно. Но в дружбе иерархии нет.

Естественность означает, что друзья не играют какие-то роли друг перед другом, им нет нужды притворяться, кого-то из себя строить, чтобы казаться лучше. Мы знаем, каков наш друг, и принимаем его таким, какой он есть. Более того, именно друг может нам прямо сказать о наших недостатках, и от этого, как ни странно, дружба может становиться только крепче. 

Кроме того, у дружбы есть такая особенность как уважение к личной свободе. Если друг не хочет сейчас общаться с тобой, он и не обязан этого делать. Но, конечно, если ты в беде, то друг, наоборот, по самой сути дружеских отношений должен тебя поддержать. 

Если перечисленные признаки присутствуют, то это дружба. И здесь, в общем-то, неважно, кто дружит — мужчина или женщина.

Так. А где заканчивается дружба и начинается романтика?

Романтические отношения — другие. Во-первых, на мой взгляд, побудительный мотив у них — именно эрос, сфера чувственности. И, соответственно, цели другие: создание семьи, развитие близких отношений. Во-вторых, здесь присутствует существенная идеализация другого человека. В отличие от друга влюбленному свойственно видеть другого сквозь розовые очки, не замечать каких-то очевидных окружающим моментов в его поведении, в его личности. В-третьих, в романтических отношениях молодой человек и девушка почти невольно надевают маски, стараются выглядеть как можно лучше. Мужчина может — если он воспитан классически — играть роль защитника. Девушка — роль принимающей ухаживания или слабой, даже утонченной, особы — в зависимости от того, какой она себя представляет. В общем, налицо «театрализация» отношений. В этом качественное отличие их от дружбы. 

Наконец, если друг может свободно сказать правду, даже нелицеприятную, то в романтических отношениях для людей характерно подчеркнуто становиться на сторону другого: почти во всем соглашаться с другим, говорить комплименты, подчеркивать правоту того, кто нравится, показывать, что ты его (ее) уж точно понимаешь и поддерживаешь. 

Самопроверка

А можно сказать, что это две разные потребности — дружеские и романтические отношения? 

Я не уверен, что они диаметрально противоположны. Влечение друг к другу, которое Господь вложил в душу Адама и Евы после грехопадения, существует в каждом человеке и проявляется помимо нашей воли. А вот дружба, и тем более любовь — это уже то, что не может возникнуть без сознательных и иногда очень непростых усилий самого человека над самим собой. 

Я бы сказал, что влечение — первоначальный импульс, который человек может преобразить либо в дружбу — с помощью определенных усилий, можно даже сказать, с помощью аскетики; либо в любовь, но опять-таки через дружбу, потому что, на мой взгляд, супружество без дружбы — это какие-то очень странные отношения, если они вообще возможны... 

Вы говорите, с одной стороны, о возможности аскетических усилий, а с другой стороны, о том, что влечение между мужчиной и женщиной существует по умолчанию. Так эти вещи можно контролировать или невозможно?

Влечение проявляется помимо нашей воли — в виде мыслей, образов, переживаний. Другое дело, что, заметив их, человеку важно принять решение, как к этим переживаниям отнестись: либо пустить на самотек, либо как-то пресечь или видоизменить. Каждый человек имеет способность отслеживать вредные движения души и бороться с ними, во всяком случае, не давать им полной воли. 

С чего начинать? 

Например, первый вопрос, который можно себе задать: «Что меня интересует в этом человеке? Что влечет к нему? Что мне в нем нравится?»

Но все мы склонны обманываться! 

Да, верно. Но все же навык самонаблюдения есть у каждого человека, и можно устроить себе минимальную проверку. Например, представить, что ваш друг/подруга приходит к вам и говорит: «А знаешь, я влюбилась/влюбился!» Что вы будете при этом испытывать? Если к этому человеку вы относитесь по-дружески, то, скорей всего, — радость за него, любопытство. А если в отношениях есть какое-то плотское влечение, то переживания будут другие: или ревность, или злость…

Огорчение, во всяком случае.

Да. Еще один вопрос можно себе задать: если бы, не дай Бог, здоровье, красота, привлекательность моего друга или моей подруги поблекли — что бы я почувствовал? Так же интересно бы мне было с ним/с ней общаться? Не почувствую ли я охлаждения в сердце? Если наша цель — узнать правду о себе, лучше понять самого себя, то такие вопросы могут приоткрыть наши сердца нам самим. 

alt


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Владимира Ештокина

 

 

Немного о дистанции и Женевской Библии

Допустим, с самим собой разобрались. А как быть с другом или подругой, если перемены — с его или ее стороны? 

Мы действительно можем, не замечая того, спровоцировать друга противоположного пола на влюбленность. Какими глазами он на нас смотрит, мы чаще всего не знаем. Можем только догадываться. Есть сигналы, которые в совокупности могут послужить нам подсказкой. Например, друг/подруга начинает играть какую-то не свойственную ему роль, приукрашивать себя. Или проявляет большую, чем обычно, инициативу, чтобы чаще встречаться. Или от него/нее все чаще можно услышать комплименты, либо какие-то шутки с намеком на романтические отношения. Может быть, человек начинает искать поводы, чтобы чаще прикасаться к вам, и делает это, когда уместно и неуместноВсе это может означать, что к дружбе примешались отношения, ей не свойственные. 

Как лучше поступать в таком случае?

Вопрос действительно непростой. Потому что, если «резать по живому», то есть сразу рвать отношения, всем будет больно. Делать вид, что ничего не происходит? Потихоньку, не спеша, увеличивать дистанцию в отношениях с другом? На мой взгляд, если мы называем себя друзьями, то надо, насколько это возможно, ими и оставаться, то есть сохранить равенство и не решать за другого, что для вас обоих будет лучше. Дружба — это все-таки доверие и взаимная ответственность двух людей. Лучше всего выбрать момент и открыто поговорить. Сказать: «Слушай, а что происходит? Может быть, мне только кажется, но я замечаю, что ты как-то иначе, чем обычно, себя ведешь по отношению ко мне. Скажи мне прямо — может, я ошибаюсь». Мне кажется, открытость и честность, эти важнейшие свойства дружбы, здесь помогут либо вернуть дружеские отношения, либо, как это ни печально, расставить все точки над i. Может случиться так, что после разговора прежних отношений уже не будет.

Но нет необходимости рвать дружбу на веки вечные! Можно договориться, например, пока общаться только в компании, чтобы кроме вас двоих кто-то еще присутствовал. Такое влечение к другу может быть ситуативным и пройти со временем. Но вполне возможно, что ваши отношения никогда не станут прежними: такие потери, к сожалению, часть нашей жизни. 

Существует «техника безопасности», чтоб не попасть в такую историю?

Она, например, в том, чтоб изначально держать некоторую внутреннюю и внешнюю дистанцию. Какую? Это решает сам человек для себя. Скажем так, оптимальную для того, чтобы проявлять дружеские чувства, но не соблазнять другого и не соблазняться самому. Если уж мы заговорили о дистанции, я обратил внимание, как в последние 15-20 лет изменилась форма приветствия подростков, юношей и девушек. В своем детстве и юности я не помню, чтобы при встрече юноша и девушка целовали друг друга в щеку. Сейчас же это общепринято. 

Есть такая поговорка у протестантов: минимальное расстояние между девушкой и юношей должно равняться толщине Женевской Библии... Кстати, очень толстая книга! Не рискуем ли мы удариться в крайность, стать пуританами? 

Нет, телесный контакт в дружбе как раз существует, в этом нет ничего плохого. Но, на мой взгляд, он должен быть очень аккуратным, ограниченным, что ли. Важно сохранять внутреннюю трезвость. Например, взяться под руки — этот жест может присутствовать как в романтических, так и в дружеских отношениях. Сейчас практически исчезла традиция целовать дамам руку. Мне кажется, это был прекрасный знак уважения и дружбы, приятия, тем не менее оставляющий определенную дистанцию. Повторюсь, внутренняя и внешняя дистанция необходима в дружбе между мужчиной и женщиной, если мы хотим соблюсти ее в чистоте, без ложных ожиданий и переживаний с одной или другой стороны. 

Но хочу заметить, что если нет никаких нравственных и иных препятствий, то дружба может стать очень хорошим заделом для создания семьи. Прекрасно, когда у молодых людей есть опыт восприятия друг друга не через «розовые очки» влюбленности, а именно в дружбе, то есть они узнают многие достоинства и недостатки друг друга. 

alt


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото howpinz/flickr



Муж и жена как друзья

Дружба в супружестве — необходимость или приятный бонус? 

Супружество без дружбы, на мой взгляд, неполноценно. Без дружбы, без открытости, без возможности поделиться своими переживаниями с мужем/женой мне трудно представить счастливую семью! 

Я помню, у меня на приеме была одна дама — она пришла не по поводу своих семейных проблем, но в разговоре выяснилось, что у них с мужем отношения чисто функциональные: каждый делает свое дело, причем делает хорошо — у них нет претензий друг к другу. Но — никакого стремления к духовному и душевному единству. О своих переживаниях, страхах, депрессиях, с которыми она пришла к психологу, эта дама своему мужу даже не рассказывала. Так люди могут жить много лет.А потом кто-то из них проснется от этого душевного сна и ему захочется понимания, заботы, ласки, просто даже теплого взгляда. А его — нет! И в человеке нарастает чувство одиночества, неприкаянности... 

И начинаются поиски ласки и понимания где-нибудь вне дома, так?

Именно. Это может спровоцировать человека на поиск сочувствия у других людей. И переживание: «Ах, как мой друг/подруга меня понимает!» — действительно может стать в такой ситуации большим соблазном и для мужчины, и для женщины. 

Что в этом такого? Друзья как раз нужны для того, чтоб понимать. Женщина по-дружески может что-то посоветовать мужчине... 

Да, это так. И, кстати говоря, общение с другими людьми, в том числе с друзьями другого пола, может дать человеку больше и для понимания своего супруга. Искренняя дружба способна обогатить и семейную жизнь, женщина-подруга может мужчине подсказать что-то, что заставит его увидеть новые грани в своей жене — как в женщине и как в друге. 

Но все это с поправкой на необходимость помнить о дистанции... Потому что нередко в таких ситуациях на почве дружбы, сопереживания, сочувствия вырастает влечение, о котором мы говорили. Человек может оказаться просто очарованным: «Нашелся, наконец, та/тот, кого я ждал/ждала все эти годы! Все понимает, и поддерживает, и слова поперек не скажет!» Понятно, что это может привести к краху семьи. А потом — и к разочарованию в своей новой «второй половинке». Ведь отношения «дружеско-любовные» супружеским рознь: над последними надо очень много работать. Почему-то люди часто считают, что семейное счастье должно складываться само собой. Бывает, что каждый из супругов ожидает понимания от своего мужа или своей жены, а сам не прилагает никаких усилий. Но здесь нужен обоюдный труд, и труд серьезный.

Так вот, чтобы действительно избавиться от переживания одиночества и непонимания, нужно сделать все, чтобы выстроить эти отношения в семье. 

А что, если человек за двадцать лет брака уже настолько привык к супругу, что знает его как облупленного и с ним просто неинтересно?

Когда нам кажется, что мы знаем своего супруга насквозь и в отношениях осталась только привычка, это говорит не о том, что мы познали своего близкого человека до дна. Это говорит, скорее, о нашей слепоте. О том, что мы смотрим на супруга или супругу сквозь узкую щель своих представлений и потеряли живое ощущение, что этот человек — целый особый мир, целая вселенная, что он еще способен чем-то удивить. 

В своей-то душе ведь каждый ощущает некий потенциал, живость, о себе мало кто может сказать: «Меня можно познать до последней черточки, до запятой». И то же самое переживание есть в любом другом человеке! Важно захотеть это увидеть!

Желание вернуть дружбу в супружеских отношениях обязательно должно быть обоюдным?

Нет, не обязательно. Начать действовать, безусловно, может кто-то один, и, наверное, так обычно и бывает. Это не дипломатические отношения, в них не нужно искать паритетности и действовать по принципу «как ты ко мне, так и я к тебе». Первое, что можно сделать, — это честно сказать мужу или жене: «Мне не хватает тебя как друга». Я думаю, если настоящие дружеские отношения были, они настолько важны, что человек рано или поздно захочет их восстановить. 

Муж и жена — не просто хозяин и хозяйка дома, не просто отец и мать своих детей, они еще те люди, которые когда-то полюбили друг друга. Они и друзья еще. И такое разнообразие отношений важно поддерживать. Планировать семейные дела так, чтобы была возможность просто посмотреть в глаза друг другу, посмеяться над шуткой, вспомнить интересные события общей жизни, куда-то вместе пойти. Это важная составляющая жизни любой семьи. И дружбы. 

Недооцененный дар Бога

Что ж, подытожим: дружба мужчины и женщины возможна. Но нужна осторожность — чтобы или не растерять, или не променять ее...

Я думаю, слово «трезвость» больше подходит. Трезвость по отношению, в первую очередь, к самому себе, во вторую очередь, к своему другу. Понимание, что наше сердце не свободно от страстных движений, которые могут навредить дружбе. 

Мы действительно разные — мужчины и женщины. Но ведь в этом и прелесть! Потому что дружба между нами имеет иное качество, иной оттенок, чем только мужская или только женская. 

В нашем с Вами разговоре у меня родилась мысль — может быть, она и спорная. Сама возможность дружбы между мужчиной и женщиной — сам факт того, что мы вообще обсуждаем такой вопрос — один из даров Бога людям. Потому что в христианстве мужчина и женщина как личности поставлены наравне. И, мне кажется, именно духовная жизнь как возможность встать над плотскими побуждениями раскрывает перспективы для дружбы между мужчиной и женщиной. 

Что Вы имеете в виду? Мы ведь не святые, чтобы воспарить над плотскими побуждениями?

Да, не святые. Но мы верим и видим, что возможность «воспарить» — не иллюзия, а реальность.Мы можем «воспарить», оперевшись на Христову любовь и уважение к человеку другого пола. То, что от нас требуется — работа над дружескими отношениями, очищение их от всего наносного, ненужного (а это может быть не только плотской интерес, но и корысть — общаться с человеком ради круга, в котором он вращается, ради его связей, денег и т. д.). 

Я думаю, мы недооцениваем дружбу как явление. Бывает, рвем дружеские отношения из-за пустяков, либо пытаемся смешивать их с какими-то другими отношениями. Но ведь многие поэты, писатели, мыслители над дружбой размышляли и очень ценили ее! Можно вспомнить духовную дружбу св. Иоанна Златоустого и диакониссы Олимпиады. Сейчас в обществе мало об этом говорится, больше о любовных отношениях, причем сомнительного свойства. Но, мне кажется, о дружбе каждому человеку стоит задуматься. Задать себе вопросы: есть ли у меня настоящий друг? Нужен он мне или нет? Как бы изменилась моя жизнь, будь у меня друг? Или, наоборот, как бы она изменилась, если бы его не было? 

В таком случае, и разные социальные положения, и принадлежность к разному полу, и разный возраст, и разные убеждения — не помеха для дружбы...

Да. Есть примеры, когда разница в возрасте между друзьями очень велика — пожилой дружит с молодым. Или дружба «передается по наследству» — например, у меня очень теплые отношения с другом моего отца, его ровесником. Наверное, у каждого верующего человека есть хотя бы один неверующий друг. Это, мне кажется, вопрос не возраста или мировоззрения, а интереса к жизни и к личности другого человека, желания узнавать этот мир и видеть его принципиальную непознаваемость. На самом деле это целое приключение — риск открыть человеку свою жизнь и самому войти в его жизнь! 

Так что дружба, на мой взгляд — действительно дар в нашей жизни, обладающий самостоятельной ценностью и не растворяющийся ни в каких других отношениях. Если она есть, важно ее взращивать и оберегать.


Автор: ПОСАШКО Валерия / просмотров 9625 / 19-02-2013

 

***

 "Настоящая любовь может существовать только в условиях свободы" (свщ. А. Уминский")

 

 

***

 Существует два способа легко скользить по жизни: верить всему и сомневаться во всем. Оба они избавляют нас от необходимости мыслить.

Альфред Коржибский

 Обида - это всегда плод неправомерных ожиданий и результат весьма самонадеянных попыток заставить мир крутиться вокруг нашей бренной особы.


Андрей Курпатов,
психотерапевт

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 31  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму