Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 38  |  Следующая страница »
Размещено 23:12 17/01/2010
Ну для меня например моя болезнь как бы сказать,естественна.Я с нею уже сжился и она меня как то не очень беспокоит.Я может быть не правильно делаю,но уже смирился что ли,исцеления не прошу особо.И как то неважно,почему я заболел.Главное Бог мне максимально облегчает тяжкий крест болезни.Меня сейчас более волнует то,что бы найти вторую половину.Православную семью хочу создать,но пока не с кем.Но надежда есть,слабая но подруга мне ее дала.И тут кто то писал,грубо говоря,инвалид значит ищи себе подобного.Не буду вдаваться в подробности,но на приеме у психолога профи,я был шокирован.Девочке инвалиду с 3 гр.она сказала:Здорового не жди,у тебя ноль шансов его найти.Мне со 2 гр.тебе по интелекту нужна здоровая девушка.Критикам я хочу сказать,вы говорите ищи себе подобную,а то что сердцу не приказать этого,насильно не можно заставить любить и искать другого.Кстати подруга моя здоровая и что из этого?
Ответ на тему:
Размещено 23:23 17/01/2010
Критикам:и не пугайте тем,что у прав.только два пути;брак или монастырь.Если инвалиду суждено по болезни прожить одному,так и будет.И мысли типа монах в миру это плохо,много искушений,они бьют мимо цели.Монах в миру поневоле,это тоже вполне приемлимый путь пред Богом.Не всякого болящего возьмут в монастырь.
Размещено 00:00 18/01/2010
Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам",
- многим говорил в свое время прп.Серафим Вырицкий.

* * *

Широко известно духовное произведение "От Меня это было", по мнению многих принадлежащее прп.Серафиму Вырицкому, а по мнению других - этот текст написан Митрополитом Мануилом (Лемешевским). Мы не можем ни подтвердить, ни отречь эти мнения. Один Бог знает!

Нам не известна история этого произведения.

Известно лишь, что старец Серафим и митрополит Мануил(Лемешевский) были дружны еще по Лавре, наверное о многом беседовали, и вполне возможно это духовное произведение плод их совместных исканий.

Стиль изложения ближе ко стилю митрополита Мануила(Лемешевского). В старые времена была и традиция писать не только от своего имени, но и от имени своего учителя, включительно духовного наставника, каким был в Лавре ее духовник старец Серафим.

Нам кажется, что предмет авторства уж и не столь важен перед содержанием этого текста.
Ибо был он от Того, Кто Один имел власть сказать нам такие слова.

От авторов сайта "Преподобный Серафим Вырицкий"

От Меня это было

Думал ли ты когда-либо,
что все, касающееся тебя,
касается одинаково и Меня?
Ибо касающееся тебя
касается зеницы Моего ока.

Ты дорог в очах Моих,
многоценен,
и Я возлюбил тебя,
и поэтому для Меня
составляет особую отраду
воспитывать тебя.
Когда искушения восстанут
на тебя, и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знал, что
От Меня это было.

Что твоя немощь
нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя
заключается в том,
чтобы Мне дать возможность
бороться за тебя.
Находишься ли ты
в трудных обстоятельствах,
среди людей,
которые тебя не понимают,
которые не считаются с тем,
что тебе приятно,
которые тебя отстраняют, -
От Меня это было.

Я - Бог, располагающий
обстоятельствами.
Ты не случайно оказался
на твоем месте,
это то самое место,
которое Я тебе предназначил.
Не просил ли ты, чтобы
Я научил тебя смирению, -
так вот смотри,
Я поставил тебя
как раз в ту среду,
в ту школу,
где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою
только выполняют Мою волю.
Находишься ли ты в денежном
затруднении, тебе трудно сводить
концы с концами -
От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоим
кошельком.
И Я хочу, чтобы ты прибегал
ко Мне и был
в зависимости от Меня.
Мои запасы неистощимы.
Я хочу, чтобы
ты убеждался в верности Моей
и Моих обетований.
Да не будет того,
чтобы тебе могли сказать
о нужде твоей: "Вы не верили
Господу Богу вашему".
(Второзак 8, 12-13).
Переживаешь ли ты
ночь скорбей!?
Ты разлучен с близкими своими!?
От Меня это было.

Я - муж скорбей,
изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты
обратился ко Мне
и во Мне мог найти
утешение вечное.
Обманулся ли ты в друге своем,
в ком-нибудь, кому ты
открыл сердце свое...
От Меня это было.
Размещено 00:02 18/01/2010
Я допустил этому
разочарованию коснуться тебя,
чтобы ты познал,
что лучший друг твой
Есть Господь.
Я хочу, чтобы ты
все приносил ко Мне
и говорил Мне.
Наклеветал ли кто на тебя?
Предоставь Мне это дело
и прильни ближе ко Мне,
убежищу твоему,
чтобы укрыться
от "пререкания языков".
Я изведу, как свет, правду твою
и справедливость твою, как полдень.
(см.: Пс. 36, 6).
Разрушились планы твои?
поник ли ты душою
и устал -
От Меня это было.

Ты создавал себе планы,
и принес их Мне,
чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты
предоставил Мне
распоряжаться
обстоятельствами
твоей жизни,
и тогда ответственность
за все будет на Мне,
ибо слишком тяжело
это для тебя,
ты один не можешь
справиться с ними,
так как ты только орудие,
а не действующее лицо.
Посетили ли тебя
неожиданные неудачи житейские,
и уныние охватило
сердце твое, знай, что
От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце
твое и душа твоя
всегда были пламенеющими
пред очами Моими,
и побеждали именем Моим
это душевное малодушие.
Не получаешь ты долго
известий от близких и
дорогих тебе людей
и по своему малодушию
впадаешь в отчаяние
и ропот - знай,
От Меня это было.

Ибо этим томлением
твоего духа Я испытываю
крепость твоей веры,
в непреклонность обетования,
силу дерзновенной
молитвы твоей
о сих близких твоих.
Ибо не ты ли
вручил их Покрову
Матери Моея Пречистыя:
не ты ли некогда
возлагал заботу о них
Моей промыслительной любви.
Посетила ли тебя
тяжелая болезнь,
временная или неисцелимая,
и ты оказался прикованным
к одру своему, - знай, что
От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы ты познал
Меня еще глубже
в немощаx своих телесных
и не роптал бы за сие
ниспосланное тебе испытание,
не старался бы
проникать в Мои планы
спасения душ человеческих
различными путями,
а безропотно и покорно
преклонил бы выю свою
под благость Мою к тебе.
Мечтал ли ты
сотворить какое-либо
особенное дело для Меня
и вместо того
слег на одр
болезни и немощи -
От Меня это было.

Тогда бы ты был
погружен в свои дела,
и Я не мог бы привлечь
мысли твои к Себе,
а Я хочу научить тебя
самым глубоким мыслям и урокам Моим,
что ты на службе у Меня.
Я хочу научить тебя сознавать,
что ты - ничто.
Некоторые из лучших
соработников Моих - суть те,
которые отрезаны
от живой деятельности,
чтобы им научиться
владеть орудием
непрестанной молитвы.
Призван ли ты неожиданно
занять трудное и ответственное
положение!? Иди, полагаясь
на Меня.
Я вверяю тебе эти трудности,
ибо за это
благословит тебя
Господь Бог твой
во всех делах твоих,
на всех путях твоих, во всем,
что будет делаться
твоими руками.
В сей день даю
в руку твою этот сосуд
священного елея.
Пользуйся им свободно,
дитя Мое!
Каждое возникающее
затруднение, каждое
оскорбляющее тебя слово,
каждая помеха в твоей работе,
которая могла бы
вызвать в тебе чувство досады,
каждое откровение твоей немощи
и неспособности пусть
будут помазаны этим елеем.
Помни, что всякая помеха
есть Божие наставление.
Всякое жало притупится,
когда ты научишься во всем
видеть Меня, что бы ни коснулось тебя.
А потому и положи
в сердце свое слова,
которые Я объявил тебе
сегодня:
От Меня это было.
Ибо это не пустое для тебя,
но это - жизнь твоя.
Размещено 00:04 18/01/2010
Митрополит Мануил Лемешевский

Избранные места из дневника

(беседа с Богом)

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез — ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

***
Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.

***
Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего — и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.
Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

***
Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо вечером водворится плач, а на утро радость (Пс. 29, 6).
Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

***
Ободрись, усталый путник!
Положись на Мою заботливую руку о тебе!
Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.
Следуй за Мною.
Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

***
Победи, — говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, — повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.
Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.
Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

***
Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю.
Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.
Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.
Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!
Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей.
Что тебе сейчас остается?
Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

***
Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают... Когда работа идет точно, легко — мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.
Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

***
Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.
Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, — разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

***
Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.
Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.
Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.
Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.
Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность — как главный стимул modus vivendi.
Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.
К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это — основная черта его характера.

***
Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было.

[Пользователь удалён]
Размещено 16:46 18/01/2010
Читал я книгу "От Меня это было", и слава Богу за то что прежде Он возродил меня Духом Своим и Словом, открыв мне очи сердца для познания истины(17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,Еф.1:17,18). Потому что это выражение вырвано из контекста Св.Писания, где Бог запретил идти войной Равоаму царю Иудейскому против 10-ти колен Израиля, ушедших из под его власти:
24 так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню.(3Цар.12:24)
И люди, взяв этот отрывок из Библии, строят на нём лжеучение, что всё злое, приходящее в нашу жизнь от Бога. Тем самым в тени остаётся враг душ человеческих-сатана и его бесы и демоны, а люди клевещут на Бога, как и Иов в своё время.
А знаете ли вы, что Бог ещё через пророка Исайю говорил, пророчествуя о Церкви Христа вот что:
13 И все сыновья твои(Церковь Христа) будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.
14 Ты утвердишься правдою(праведностью), будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.
15 Вот, будут вооружаться [против тебя], но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет.
16 Вот, Я сотворил кузнеца(Люцифера,который стал падшим ангелом-сатаной), который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Я творю губителя(Христа, Который уничтожит дьявола) для истребления.
17 Ни одно орудие, сделанное против тебя(Церковь Христа), не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.(Ис.54:13-17)

17 Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.(Лук.10:17-20)
[Пользователь удалён]
Размещено 16:47 18/01/2010
Поэтому не спешите увлекаться различными учениями и книгами, противоречащими Св.Писанию, не по учению Иисуса Христа.

8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.(Евр.13:8,9)

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,(1Тим.4:1,2)

20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.(1Тим.6:20,21)

3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.(1Тим.6:3-5)

13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.(2Кор.11:13-15)

29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.(Деян.20:29,30)

4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;(Кол.2:4)

8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.(Кол.2:8-10)

14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,(Еф.4:14)

6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Еф.5:6-21)
Размещено 00:50 20/01/2010
Со своей болезнью я живу с рождения и в общем то не воюю с болезнью или представить себя здоровой и такой же, как все.. даже и представить уже сложно. Но я раньше тоже очень много думала об исцелении. Просила его у Бога, чтобы Он дал его, но даже не ради себя. Ради моих близких, ради моей сестры, которая вот уж сколько лет живем, столько и носит меня на руках. Ее жаль, особенно сейчас, когда ей уже под 60 лет. Я не верю, что Бог не хочет мне дать здоровья и возможность ходить самой. Он любящий Бог и Он хочет, чтобы у нас не было ни болезней, ни ни слез, ни войн. Он любит нас неземной любовью настолько, что все наказания за нас принял на Себя. А ведь это мы там на кресте должны были оказаться, каждый! И я в том числе. Охотнее всего и правильнее всего будет то, что мне не хватает веры, настойчивости, и верности Богу. И это очень сильно препятствует всему, чтобы я могла принять то, что мне с радостью дает Господь. Ведь не зря везде на протяжении всей Библии, Господь ставит веру главным условием для принятия Его даров, благословений и благодати. А проходить путь, от веры в веру, действительно не просто.
Размещено 16:15 6/02/2010
Священник Петр Коломейцев: "Чаще всего инвалиды своими страданиями искупают чужие грехи"

Священник Петр Коломейцев: "Чаще всего инвалиды своими страданиями искупают чужие грехи".

Красота Православного богослужения и мелодичность молитвенных текстов благоприятно воздействуют на человеческую душу. В связи с этим большой интерес представляет вопрос: а как приобщаются к этой красоте люди, которые лишены возможности видеть, слышать и говорить?
«Литургия для слепых», «литургия для глухонемых» — когда-то об этом только мечтали. А уже сегодня существует уникальный перевод богослужебных текстов Православной Церкви на так называемый «жестовый» язык. О том, как осуществляется проповедь Слова Божьего среди инакоодаренных людей, мы попросили рассказывать преподавателя Московского богословского института в честь святого апостола Андрея Первозванного священника Петра Коломейцева, который имеет опыт работы со слепыми и глухонемыми прихожанами.

— Отец Петр, Вы уже долгое время работаете со слепыми и глухонемыми прихожанами православных храмов. Что побудило Вас заняться этой проблематикой? Ведь чтобы приобщить таких людей к богослужению, недостаточно просто найти нужный подход. Нужно изучить весь мир этих несчастных людей…

— Не может не печалить то, что куда бы ни пришли эти люди, в ЖЭК или поликлинику, их нигде не понимают. Идея работы с ними состоит не в том, чтобы проповедовать Евангелие там, где оно еще не звучало. Хотелось, чтобы православный храм стал местом, где бы их понимали. Ведь эти люди имеют ограниченный круг общения — небольшие сообщества инвалидов, действующие на предприятиях. Кино для этих людей закрыто, субтитры в телевизионных программах сняты, в театрах, как известно, нет ни бегущей строки, ни сурдопереводчиков. Поэтому необходимо открыть двери храмов, чтобы эти люди могли наравне со слышащими и видящими понять смысл богослужения, почувствовать себя равными среди прочих прихожан. И эта задача важна не менее чем проповедь Священного Писания среди непросвещенных народов.
С этой проблемой я столкнулся в личной жизни, когда моя бабушка потеряла слух. С тех пор она сидит дома, не имея возможности позвонить родным по телефону, а по телевизору видит лишь картинку. Очень тяжело общаться с людьми, которые, так сказать, "выключены" для общественной жизни. Ведь самое дорогое, что есть у человека, это общение, и потерять его — большая трагедия. Поэтому отрадно, что для многих из этих людей храм становится не только домом молитвы, но и местом общения. Многие слышащие люди в нашем приходе выучили жестовый язык, а одна женщина, потерявшая слух в возрасте пятидесяти двух лет, даже стала сурдопереводчиком. Это удивительно, потому что людям, утратившим способность слышать в эти годы, очень трудно приспособиться. Значительно легче постичь жестовую азбуку тем, кто стал глухонемым в раннем возрасте.

— Несут ли православные христиане ответственность за инакоодаренных людей?

— Мы помогаем им чувствовать себя полноценными людьми. В этом и состоит наша миссия. Они же не дают нам забыть о нашем христианском призвании. Общество, которое желает избавиться от инвалидов, становится морально изуродованным. Так было в фашистской Германии. А в Советском Союзе в послевоенные годы нередко были случаи, когда для фронтовиков-победителей с тяжелыми увечьями создавались далеко не лучшие условия. Необходимо понимать, что инвалиды "на своих плечах" несут тяжесть каких-то наших ошибок. Православная Церковь учит, что эти люди своими страданиями искупают чужие грехи. Это и обязывает нас повнимательнее относиться к инвалидам.

— Слепые лишены возможности видеть красоту богослужения, а глухонемые — слышать прекрасные мотивы молитвенных текстов. Но ведь мы говорим, что Господь создает всем равные возможности для богопознания. Не скрывается ли здесь противоречие?

— Православная Церковь обладает такими удивительными возможностями, благодаря которым благодать передается любыми путями. Бывая на многих конференциях за рубежом, я увидел, что для протестантов главное достичь понимания текста и передать его другим. Для них вся жизнь в тексте. Если же адепты не понимают, значит, община непригодна для того, чтобы выполнять свою миссию. Их богослужение лишено зрительной образности. У нас же, если человек не может видеть красоту службы, то он может слышать молитвенные тексты. Если не слышит, тогда видит все, что происходит в храме. В этом отношение православное богослужение универсально. Но есть такая категория людей, как слепо-глухие. Так, в Троице-Сергиевой Лавре в Москве расположен интернат, в котором занимаются воспитанием инакоодаренных детей. Я вспоминаю, как у меня начинался диалог с ними. К счастью, кроме того, что помощники переводили на жестовый язык то, что я говорил, я и сам владею искусством такого общения. Слушатели также отвечали мне "пальцевой азбукой". Таким образом, у нас завязалось общение. Интересно то, что они трогали мою рясу, им почему-то хотелось, чтобы я дотронулся до них, покрыл рукавом их голову, кто-то просил накрыть его епитрахилью. Я взял с собой кадило и несколько сортов ладана. Для них это было праздником. Поэтому неудивительно, что, прощаясь со мной, они говорили: "Мы понимаем, что такое красота, что такое благодать, потому что мы все это чувствуем". А сколько радости доставили им водосвятный молебен, помазание елеем и окропление водой. Православная Церковь обладает уникальным богатством и обширными возможностями вербального общения, поэтому нельзя сказать, что Господь лишил слепо-глухих возможности приобщиться Его благодати. Огромное впечатление произвело на меня то, что воспитанники Московской духовной семинарии стали приходить в этот детский дом, многие из них выучили жестовый язык для того, чтобы посвятить свою жизнь служению этим людям. Жалко, что у нас нет института социальной диаконии. Хотя в некоторых духовных школах студенты могут свободно общаться со священниками, имеющими огромный опыт служения в тюрьмах, больницах или воинских частях. В Католической же Церкви в каждой семинарии социальная диакония является общеобязательной дисциплиной, и преподаватели стараются как можно быстрее выявить, у кого из студентов есть желание работать с умственно отсталыми или с сиротами, с наркоманами или алкоголиками, с заключенными или военнослужащими. В соответствии с этим их обучают необходимым профессиональным навыкам. Неразумно рассчитывать лишь на внутреннее вдохновение, ведь уже имеется многолетний фундаментальный опыт деятельности в этой области.

— Среды православных верующих часто звучат словосочетания "литургия для слепых" и "литургия для глухонемых". Что подразумевается под этими понятиями?

— Что касается слепых, то для них отдельной Литургии нет. В московских храмах существует лишь практика участия незрячих в обыкновенных богослужениях. Существует много богослужебных книг, набранных шрифтом Брайля, с которых они и считывают текст. У многих из них прекрасно развита звуковая память. Также есть хор для слепых. Известно, что до революции эти люди молились в храме в честь Воскресения Христова в Сокольниках.
Литургия для незрячих должна обладать несколькими признаками: громкое внятное пение, ясное чтение, необходимо, чтобы кто-то отвечал за то, чтобы слепой человек без особого труда нашел удобное место. Но главная проблема — это, пожалуй, преодоление пути незрячими прихожанами к месту богослужения, по возможности организация транспорта для этой цели.
Что же касается глухонемых, то и здесь немало трудностей. Как правило, не хватает средств для приобретения бегущей строки. Поэтому мы занялись переводом богослужебных текстов на жестовый язык. Пришлось проработать жестовые словари многих стран мира для того, чтобы объяснить глухонемым каждое слово, звучащее во время всенощного бдения и Божественной литургии. К этой деятельности мы привлекли сурдопереводчиков, которые на фоне звучания хора переводили богослужебные тексты. Возгласы произносили сами священники, что называется, "на пальцах". Для этой цели был установлен иконостас немного ниже обычного. Когда священник не мог повернуться лицом к народу, "говорил" сурдопереводчик. Своеобразно была организована исповедь глухонемых. Исповедальное место было огорожено ширмочкой, чтобы никто не смог подсмотреть. Таким образом, сохранялась тайна исповеди. Успешное проведение богослужений стало возможным благодаря огромной работе, проведенной во внебогослужебное время. А начал эту деятельность протодиакон Новодевичьего монастыря отец Павел Трошкин. Вначале он переводил богослужение на язык жестов, а затем специально обученные воспитанники духовной семинарии на занятиях воскресной школы объясняли глухонемым прихожанам наиболее сложные моменты молитвенных последований.
Интересно, что в таких службах могли принимать участие и слепо-глухие. Кто-то из глухих, наблюдая за ходом богослужения, одновременно переводил тексты произведений на "пальцевый" язык.

— Несмотря на то что богослужение уже приспособлено для нужд слепых и глухонемых, далеко не все называют этих людей полноправными прихожанами…

— Напротив, многие из этих людей привели в Церковь своих родных и близких. Войдя в церковную среду, они, несмотря на свои физические недомогания, не остались неучами. Многие из них даже получили богословское образование в духовных семинариях, где лекции для них читались на языке жестов. Более того, сейчас в Москве уже есть один диакон из слабослышащих. Это лишает нас оснований говорить о духовной ущербности этих людей.
Недавно возобновилось богослужение в Петропавловском храме, что у Красного моста в Петербурге, который еще до революции считался приходом для глухонемых. Сейчас он расположен на базе Герценовского педагогического института. Возглавляет эту общину священник Артемий Скрипкин, а переводом богослужебных текстов занимаются аспиранты дефектологического факультета медицинского университета. Таким образом, среди слабослышащих немало умных и практичных людей с высшим образованием.

— Скажите, какого рода церковные послушания могут нести эти люди?

— Как это ни парадоксально, но среди незрячих и слабослышащих есть профессиональные иконописцы, специалисты, изготавливающие прекрасные священнические облачения, а также замечательные педагоги, которые, кроме каких-то церковных послушаний, преподают основы православной культуры в спецшколах.

— Как Вы думаете, не испытывают ли эти люди неудобство перед обществом из-за каких-то комплексов неполноценности, связанных с физическими недомоганиями?

— Глухонемому человеку очень трудно приходится в обществе. Но стоит появиться переводчику, как проблема тут же решается. Хотя на Западе к решению этой проблемы подходят значительно серьезнее. Так, ни одно важное событие из общественной жизни не обходится без сурдопереводчика. Лучше всего это видно на примере телевидения. Что бы там ни показывали, переводчик в углу экрана объясняет смысл происходящего. Причем на Западе с этим уже настолько свыклись, что трудно даже себе представить, где глухонемому было бы трудно. У нас же неслышащему человеку пока тяжело практически везде. Мне приходилось быть свидетелем скандалов, возникающих на этой почве. Слишком частыми стали случаи, когда, скажем, кассирша в магазине раздраженно возвращает деньги, не понимая, что хочет человек. Стоит мне объяснить, в чем дело, человек тут же резко меняется, проникаясь сочувствием и уважением к инвалидам. Чаще всего противоречия возникают из-за того, что мы не хотим понять людей, лишенных возможности сказать и услышать. Как только возникает взаимопонимание, проблема исчерпывается. Ведь глухонемые люди очень добрые и отзывчивые. Помню, с каким вниманием представители общества инвалидов одного из промышленных заводов слушали лекцию на библейскую тематику, так что даже не хотели прощаться с нами. Диву даешься, с какой добротой они общаются с человеком, стоит ему хотя бы раз пойти им навстречу.

— Не кажется ли Вам, что люди почему-то побаиваются инвалидов?

— К сожалению, это действительно так. Это связано с тем, что мы слишком долгое время прожили, не замечая инвалидов, думая, что есть специальные места, где за ними ухаживают. Эти пансионаты для немощных, как правило, расположены не в больших городах, а где-нибудь на окраинах. Иногда это делалось для того, чтобы убрать их с глаз долой. Кроме того, вся среда как бы настроена против инвалидов. Ведь у нас нет паландусов для колясок или низко расположенных выключателей. Если в Париже инвалид может путешествовать в метро и автобусах, то у нас эти люди не имеют возможности спуститься с этажа, чтобы съездить в магазин за покупками. Наше общество не приспособлено для того, чтобы принимать этих людей. Только сейчас стали появляться отдельные приспособления для инвалидов, но вводятся они как элементы евростандарта, а не социальной защиты граждан.
В связи с этим хотелось бы сказать, что в Москве есть детский центр «Живая нить», в котором для умственно отсталых детей организована целая воспитательная программа, включающая в себя специальные упражнения на лошадях, занятия в артстудии, где они рисуют, лепят, вырезают и выжигают по дереву, играют в фольклорные игры и ставят спектакли. С этими инвалидами работают часто дети сотрудников пансионата. Это свидетельствует о том, что взаимопонимание между инвалидами и полноценными людьми может быть достигнуто.
Поэтому я считаю, что главная причина того, что эта категория людей чувствует себя одиноко, в том, что мы не готовы с ними общаться.

— Часто неверующие люди, получая серьезные травмы, впадают в уныние, а то и вообще разочаровываются в жизни. Как в
подобных случаях ведут себя православные верующие, потерявшие зрение или слух?

— К такому, конечно же, никто никогда не готовится. Но людям, потерявшим слух или зрение в раннем возрасте, менее тяжело психологически в отличие от тех, которые стали инвалидами в молодом или зрелом возрасте. Как правило, у людей, получившись травму, независимо от того, светские они или верующие, возникает много вопросов. Почему? За что? Как Бог, будучи милосердным, мог это допустить? Преимущество же верующих людей в том, что Православная Церковь может найти те слова утешения, которые так необходимы. Ведь то, что один человек больной, а другой здоровый, не дает нам оснований полагать, что Бог несправедлив. Ведь Его справедливость состоит в том, что Он любит всех одинаково. Нужно просто суметь объяснить, что то, что какая-то часть жизни (телесная) ему не доступна, совершенно не значит, что от него скрывается другая ее сторона — духовная. В этом смысле Церковь способна оказать помощь людям, столкнувшимся с жизненными трудностями. И здесь немалая ответственность возлагается на священников, так как не всем можно ответить: «Бог тебя испытывает». Поэтому учить пастырей тем словам, которые следует говорить несчастному человеку, нужно еще на семинарской скамье.

— Скажите, пожалуйста, как проходит процесс воцерковления этих людей?

— Очень хорошо проходит процесс воцерковления вновь пришедших, когда приходской священник готов работать с инвалидами, а еще лучше, когда в общине есть уже такие люди, которое могут морально поддержать новичков, помочь им лучше понять смысл богослужения и лекций священника. Как правило, православные храмы посещает немало инвалидов с совершенно разными увечьями. Лучше, чтобы во время занятий в воскресной школе этих людей не объединяли, а занимались с ними отдельно: отдельно со слепыми, с глухонемыми, отдельно с алкоголе- или наркозависимыми и так далее. Для укрепления веры уже воцерковленных инвалидов существует и такая практика: им предлагают переписываться с заключенными, одинокими, военнослужащими, тяжелобольными людьми, которые нуждаются в духовной поддержке.

— Насколько, по-вашему, реальны перспективы дальнейшего пастырского служения среди слепых и глухонемых?

— К счастью, активная работа со слепыми и глухонемыми уже ведется в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово и Брянске. Причем основную деятельность осуществляют сами инвалиды. Из их числа создаются инициативные группы, которые устанавливают контакты со священниками, представителями власти, благотворителями. Они стараются привлечь к этой работе как можно больше людей себе подобных.

— И, наконец, что бы вы хотели пожелать инакоодаренным людям?

— Прежде всего хочется пожелать, чтобы мы бережнее и внимательнее относились друг к другу. Людям же, здоровым и обеспеченным, хочется посоветовать, чтобы они не боялись помогать инвалидам, не унижали их человеческое достоинство. Ведь несмотря ни на что, мы все равны перед Богом. Нужно быть добрее. К каждому человеку существует индивидуальный подход. Как говорил преподобный Серафим Саровский: "Избыток дан человеку не для того, чтобы он гордился им, но чтобы помогал нуждающемуся восполнить его недостаток".

Беседу вел Александр Андрущенко
Размещено 16:16 6/02/2010
На мой взгляд очень интересная статья
  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 38  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму