Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Размещено 21:17 15/07/2017

Созависимость. Православный взгляд. Пути преодоления.





Круглый стол «Созависимость. Православный взгляд. Пути преодоления». Встреча с психотерапевтом Боровских В.В. о проблемах общения с зависимыми людьми (созависимости).

Выкладываем видеоматериал в текстовом формате:

Да, ес­ли я – до­стой­ный сын Твой, Гос­по­ди, это от­ то­го,
что Ты да­ро­вал мне в ма­те­ри вер­ную ра­бу Твою
Бла­жен­ный Августин Иппонийский



Сегодня мы рады вновь приветствовать православного врача, психотерапевта из Екатеринбурга Боровских Вячеслава Владимировича. В наше время мы все чаще и чаще слышим слово «созависимость». Чем она опасна? Как можно с ней жить и как нам постараться ее преодолеть. О православном взгляде на эту проблему мы сегодня и поговорим.



Боровских Вячеслав Владимирович



Мы должны возлюбить ближнего своего, как самого себя. То, что не вписывается в эту любовь, о которой говорит нам Иисус Христос, - это уже какое-то отклонение в отношении между людьми. Внешне напоминает любовь, а в действительности - это один из вариантов созависимости. Той созависимости, когда отношения становятся болезненными, и оба человека от этого страдают. Так бывает в семьях – в отношениях между мужьями и женами, между близкими людьми. Отношения между людьми при созависимости принимают не совсем здоровый, а порой и патологический характер, при желании людей любить друг друга.





Созависимость возникает тогда, когда в семье появляется человек, страдающий зависимостью. Близкие люди к нему привязаны, любят его, желают ему добра. Они хотят, чтобы он был счастливым, трезвым, свободным. Чтобы, как личность, реализовывался так, как хотят близкие. Родные видят свой вариант развития его жизни, судьбы. Если в его жизни происходит что-то такое, как зависимость (от алкоголя, наркотиков), это разрушает планы близких. Они начинают от этого страдать, пытаются его спасти, выправить ситуацию. Входят в орбиту его болезни и оказываются жертвами его состояния, недооценивая по-настоящему тяжести того, что с ним происходит.



Когда у человека развивается серьезная зависимость (наркотическая, алкогольная), происходит такая деформация его личности, когда он по-настоящему становится опасным для окружающих. Не в том смысле, что он на них набрасывается с кулаками и становится агрессивным, хотя и такое бывает, а в том, что его отношения с близкими меняются так, что он начинает использовать теплые чувства близких людей в своих наркоманических целях. У алкоголезависимого человека те же цели, та же психология. Настолько сильная и кровожадная, что он старается втягивать и окружающих людей в орбиту своей болезни. В этих людях он чувствует некоторое утешение, источник удовлетворения своих потребностей. Но то, что с ним происходит, тоже не от него зависит. Он существо одержимое, за которым стоит очень злая личность, которая стремится погубить его и через него тех, кто живет, находится рядом с ним. Недооценка ситуации приводит к развитию созависимости. Окружающие люди также становятся зависимыми, больными. Иногда даже в большей степени, чем он сам. Зависимыми не от наркотиков и алкоголя, а от его состояния. Они больны им. Эта созависимость захватывает их точно так же, как захватила зависимого человека его болезнь. Они с этим просыпаются, с этим засыпают. Мучаются и страдают. Не могут найти покоя. Они безуспешно пытаются решить его проблемы своими силами. Бесконечно натыкаются на неудачи. Разочаровываются, отчаиваются. Порой доходит до состояния опустошения, депрессии, нежелания жить. С ними происходит все то же самое, что происходит с первично зависимым человеком. Вопрос: они его любят? Это любовь или что? Апостол Павел говорил:



«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим7:18)



Родственник зависимого человека может думать и рассуждать так:



«Желание любить есть у меня. Есть любимый сын (любимый муж, жена, дочь). У них зависимость. Я хочу им помочь. Я желаю им добра. Я движусь благородным порывом спасти человека. Но я слишком самонадеян, самоуверен. Я не вижу за всем, что происходит, Того, перед чьим взором это все происходит. Я не вижу Бога, Который все это попустил, и Который всю эту ситуацию держит в своих руках. Я не имею веру в Бога и думаю, что ситуацию только я могу держать. Только в моих руках может все держаться и развиваться так, как надо. Если я ее, ситуацию, отпущу, то всем конец. Сын или дочь пропадут. Я этого боюсь больше всего на свете. Чем меньше у меня успехов в этом, тем больше я хватаюсь в отчаянии за любые возможности его куда-то устроить, куда-то отвести. Я даже за всем этим не замечаю, как правило, что зависимый человек этим пользуется. Он эксплуатирует меня в своих наркоманических целях. Ему это выгодно».



Конечно, когда мы видим эту проблему с христианских позиций, нам от всей души жаль людей, близких зависимому человеку. Им необходима такая же реабилитация. Они оказались в той же самой ситуации, в какой оказался он. Союз этих людей попущен Богом. Скорбями близкие люди становятся каким-то инструментом друг для друга. Мы, как врачи, эту ситуацию должны использовать для того, чтобы на ее примере, как на иллюстрации, объяснить, что происходит на самом деле. Здесь начинается самая главная трудность, потому что то, что говорит светский психолог созависимому человеку и то, что говорит ему православный психолог, психотерапевт – это две большие разницы.  Есть и сходство. Светские психологи также хотят освободить людей от созависимости. Они говорят: «Отстраняйтесь от него. Отходите. Держитесь на дистанции. Занимайтесь собой».



А как человек может это себе позволить? На каком основании? «Мне этот человек близок. Это мой сын. Я его выносила, в муках родила, воспитывала. Столько времени ему посвятила. Я сейчас его возьму и брошу? Нет. Я тогда с ним вместе и погибну».



Такая мать предпочитает просто идти со своим ребенком до конца. «Я его не оставлю, не брошу. Я буду с ним нянчиться, увещевать, уговаривать. Как бы он себя не вел. Как бы он надо мной не издевался. Я все это буду делать». И она в этом находит утешение.



Что предлагаем мы? Ни в коем случае не бросать человека и не отказываться. Мы предлагаем научиться любить его по-настоящему. А любить человека по-настоящему это значит не переоценивать фактор своего присутствия в его жизни. «Если я имею веру в Бога, я могу позволить себе не беспокоиться ни о нем, ни о себе. У меня есть Тот, кому я могу полностью передоверить своего страдающего родственника. Я могу спокойно самоустраниться и не мешать Богу делать то, о чем я буду Его просить в своих молитвах».



Вера в Бога спасает ситуацию. Как страдающему наркоманией или пьянством, так и страдающему созависимостью, нужно одно и то же – им нужна вера в Бога. Вера в Бога позволяет Господу войти в эту среду и все управить. Когда все наши усилия, старания, наше сострадание к близким сосредоточивается не на них самих, а на Боге, тогда, как ни странно, Бог решает эту проблему. Решает иногда так, как мы и представить себе не могли. Самым неожиданным образом. Мы постоянно в этом убеждаемся, когда общаемся с родственниками наших пациентов. Мы пытаемся их перенастроить, понимая, что это очень болезненный процесс.



Людям неверующим (например, родителям) воспринять такое отношение к близкому очень нелегко. Они пугаются этого. Они твердо стоят на почве самонадеянности и уверенности в том, что без них «вода не освятится», без них их дите пропадет.



«Без меня мое дите пропадет. Я не могу его взять и выгнать из дома. Как я могу не дать ему денег, когда он просит? Я так не могу».



Здесь речь идет совсем о другом. Мы отказываем в чем-то человеку, страдающему зависимостью, не для того, чтобы от него избавиться и себя от него избавить, себя обезопасить, освободить от него. Чтобы жить самим, как хочется. А именно для того, чтобы он, оставшись без нас, как без активных соучастников, а иногда даже спонсоров своего самоубийства, по-настоящему испугался и захотел исправить свою жизнь.



Предоставить человека Господу Богу – это наша обязанность. На определенном этапе развития наших детей – это наша святая родительская обязанность. Предоставить детей Господу Богу. Это не наше имущество. Мы не имеем права до такой степени вмешиваться в их уже взрослую жизнь и там так влиять на них. Нам, родителям, нужно обязательно воспитать самостоятельную личность и вовремя, не опоздав, предоставить ее тому, кто нам ее дал. Это не наше. Господь дает нам детей. Мы не задавали Богу вопросов, когда Он давал нам детей. Мы и сейчас не должны задавать Богу никаких вопросов. Мы обязаны вернуть то, что Ему принадлежит. Если мы задержимся с этим, опоздаем, тогда начнутся проблемы.



Это знает любой акушер-гинеколог. Если ты опоздаешь с тем, чтобы удалить послед, который остается внутри мамы от ребенка, то у мамы начнутся проблемы. Мама могут даже погибнуть. И здесь то же самое. Мы должны произвести некие мучительные, но «роды». Чтобы человек мог родиться в самостоятельную жизнь. Участь всех родителей - с горечью наблюдать за тем, что происходит с нашими детьми, не вмешиваясь так активно, как это было раньше. Особенно, когда у наших детей появляется зависимость. Зависимость, особенно наркотическая, – это такое состояние человека, когда близким нужно двигаться не к нему, не его спасать, как утопающего, а от него. Как это ни странно. Близкие люди, которые воспитывали, кормили, поили зависимого родного человека, должны ему сказать тяжелые, обидные, но очень полезные для него слова.



«Сынок, я все, что можно, для тебя сделала. Я тебя в муках родила, выкормила, вырастила, лечила тебя, когда ты болел. Я должна была воспитать из тебя самостоятельную личность. Ты ведешь себя не так, как я хочу, а как ты сам хочешь. Значит, ты самостоятельный. Я свою задачу выполнила. Ты сейчас можешь жить, как хочешь».



Очень важно, чтобы ребенок услышал это от родителей.



«Ты можешь выбирать любой образ жизни, какой тебе захочется. Ты свободный человек. Но, если ты выбрал самоубийственный образ жизни, какой ты сейчас ведешь, тогда мы отказываемся быть соучастниками этого самоубийства. Мы ведь тоже свободные люди. Мы тоже можем выбирать. Тем, что ты живешь с нами, ешь, пьешь с нашего стола; тем, что мы тебе предоставляем какие-то деньги, материальные блага, мы становимся не только соучастниками, но и спонсорами твоего самоубийства. А нам потом за это отвечать перед Богом. Поэтому мы предоставляем тебя Господу Богу. Ты можешь рассчитывать на нашу молитву за тебя до конца жизни. Здесь ты можешь не сомневаться. Мы будем за тебя молиться. Но совершать самоубийство на наших глазах и в нашем присутствии мы тебе не позволим. Мы будем с тобой общаться, говорить, о чем бы то ни было только после успешной твоей реабилитации. После того, как тебя там вылечат, скажут, что ты прошел хорошую реабилитацию, и с тобой можно иметь дело. А до этого момента извини. Ты, пожалуйста, живи сам, без нас».



Все это должно прозвучать очень спокойно, уверенно, где-то даже холодно и отстраненно. Зависимый человек должен почувствовать, что все закончилось. Что сгорели предохранители, и что родители уже совсем другие люди. Что это не временная эмоция, не педагогический прием, а выношенное, выстраданное родительское необратимое решение. И вот этим мы окажем ему огромную услугу. Мы предоставим его, может быть, впервые в жизни, всем тем обстоятельствам, в которых он находится сам и в которые он сам себя завел. Без нас. Для него это самый нежелательный сценарий, потому что мы были инфраструктурой его зависимости. Сам факт нашего присутствия в его жизни. Ему наши слова не понравятся. Конечно, он будет этому сопротивляться. Будет пытаться вызвать к себе жалость. Будет шантажировать, запугивать, угрожать даже своим самоубийством.



Нам все это нужно пережить, выдержать «как об стенку горох», вытерпеть и стоять на своем. Конечно, без Божией помощи не обойтись. Родителям самим нужно исполниться верой. Здесь мы можем прийти на помощь и объяснить, где мы эту веру можем обрести. Даже сама семейная ситуация, когда в семье есть больной, а у остальных есть зависимость от его состояния, приводит к тому, что вера легче приходит, и люди легче приходят к вере. Мы видим это по нашим ребятам.



В нашем центре прошли хорошую реабилитацию ребята, чьи родители в свое время заняли позицию, которая им самим в начале казалась безжалостной, нехристианской. «Так нельзя, это бесчеловечно». С наших человеческих позиций это может казаться жестоким. Но ведь мы этого человека не выбросили. Мы его Богу передоверили. Это нужно было сделать давно. Сделать это так тяжело сейчас, потому что мы опоздали. Надо было бы это сделать раньше и тогда всего этого можно было бы, наверно, избежать. В конце концов сами родители выздоравливают и обретают веру. Мы видим, как они становятся православными прихожанами храмов. Потом приезжают в наш храм, где их дети реабилитируются, и венчаются через 25 лет семейной жизни. А их сын, который проходит здесь реабилитацию, держит икону во время Таинства Венчания. Благодаря зависимости сына, родители пришли к этому Таинству. «Не было бы счастья, да несчастье помогло».



Нам нужно исполниться мужества и в это очень ответственное для наших детей время не смалодушествовать. Нужно отнестись к этому не по-светски, атеистически, когда Богу места нет. Тогда, конечно, все выглядит крайне нелепо. Все рекомендации – выставить человека, дистанцироваться от него, исключить его из круга своего общения – это даже неисполнимо. Без Бога это выполнить невозможно. Мать может попробовать это сделать, но она не выдержит, если будет рассчитывать только на себя саму. А с Божией помощью все происходит легко, гладко и, как правило, долго ждать не приходится.



Наркоманы – очень продуманные люди. Они все заранее просчитали и были готовы. Если они видят, что родители не ломаются, могут сдаться тут же. Уже на другой день они могут быть на консультации, а послезавтра в Центре реабилитации.



Иеромонах Моисей (Дроздов)



Когда начинается Божественная Литургия, и священник заканчивает Проскомидию, он говорит такие слова: «Время сотворити Господеви».



Когда я был молодым священником, думал, что это означает время, когда мы должны что-то делать для Господа. Когда же прочитал толкование этих строк, узнал, что они означают время действовать Самому Господу. Во время Божественной Литургии наступает время, когда мы лишь исполнители каких-то действий в алтаре возле Престола Божия, и Сам Господь действует и как Первосвященник, и как Тот, Кто находится на Престоле. Совершитель этого Таинства.



Очень важно - довериться Господу. Пока нет доверия, любые попытки человека своими усилиями зависимость или созависимость преодолеть, не приводят ни к каким результатам. Как барон Мюнхгаузен, который утверждал, что самостоятельно вытащил сам себя из болота. Как бы он ни тянул себя за волосы, несмотря на то, что вектор силы направлен правильно, ничего не получится. Все остается, как есть.



Перед нашей встречей в православном молодежном журнале «Наследник» я прочитал статью одного православного психолога. Главная тема номера – «Боль». Статья этого психолога называлась «Созависимость. Заложники любви. Что делать, если отношения разрушительны».





В статье говорится о том, что страдает не только человек, который является инициатором болезненных состояний и ближайший к нему человек, но страдают и те люди, которые так или иначе связаны с этим вторым человеком. Когда выстраиваются эти взаимоотношения созависимости, человек жертвует прежде всего временем, которое он мог бы посвятить своей семье, близким людям. Термин «созависимость» касается не только алкоголиков, наркоманов и их отношений с ближайшими родственниками. Это касается всех людей. Например, старенькая мама начинает требовать к себе особого, повышенного внимания со стороны дочери. Начинает шантажировать дочь своими чувствами. Постоянно говорит, что та не уделяет ей внимания, плохо к ней относится. Пытается привлечь к себе как можно больше знаков внимания, включая времени. От этого страдает вся семья девушки, которая вынуждена постоянно оказывать маме эти знаки внимания.



Психолог говорит о том, что в этой ситуации нужно время распределить – каждому посвятить, отдать определенную часть времени. Эта очень важная рекомендация касается всего нашего христианского устроения. Часто люди в миру заняты своими делами, заботами. У них нет плана правильного распределения времени – сколько времени они должны отдать Богу, семье, работе, отдыху, друзьям. От этих перекосов страдает жизнь человеческая. Человек должен понимать – Богу нужно отдавать десятину. В первую очередь – десятину времени. Из десяти часов в течение дня час отдай Богу. Если человек знает, что он должен отдать работе 6 часов в день, значит он не должен посвящать работе 8-10 часов. Если человек знает, что должен вечером посвятить час семье, он должен отдать этот час семье. Он понимает, что час должен отдать самому себе – на свое развитие или лечение. Появляется гармоническое понимание времени.



 Блаженный Августин говорил: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».





В этой статье говорится также о том, что зависимому человеку можно приводить примеры и аналогии. «Ты ведешь себя грубо по отношению к нам. Как бы ты повел себя по отношению к человеку, который, придя в наш дом, начал бы все громить, оскорблять всех живущих в этом доме и требовать денег?» Ответ напрашивается сам собой. Нужно или милицию вызывать, или психиатрическую скорую помощь, или силой выдворять этого человека из дома. А если этот человек твой сын? «Если ты придешь еще раз в таком виде, будешь ночевать в другом месте или на коврике за дверью».



Действительно, зависимый человек пытается жить за счет чувств, средств, сил других людей. И даже не он сам. Через него пытаются это сделать темные силы, которые используют его, как орудие, чтобы ломать устойчивые порядки жизни. Порядки, которые уже сложились в этой семье, которые дают человеку жить нормальной жизнью, верить в Бога. Важно занять в этом вопросе правильную позицию. Вместе с тем зависимый человек должен понимать, что его любят, что его не просто так выгоняют.



Родители часто говорят: «Мы не можем любить ребенка, который нас оскорбляет, бьет, которого мы порой даже боимся». Время от времени на родителей пытается оказать воздействие другой сын, который говорит: «Вы ему уделяете все время, а я? Кто поможет мне?»



С одной стороны, нужно проявить к человеку жесткость. С другой стороны, он должен понимать, что его любят, но жить по его сценарию не будут.



Бывает, что человек не просто зависимый, не просто выстраивает свою жизнь за счет своих отношений с родителями, а грубо их использует. У меня есть знакомая семья, где сын берет кредиты. Причем банки охотно ему дают эти кредиты, и нет никакой силы, чтобы это остановить. Он берет кредиты, а банки требуют деньги с родителей. Звонят, угрожают потерей квартиры, судом. Сын понял, что можно этим пользоваться. Берет в кредит деньги. Имущество из дома закладывает в ломбард. Ворует из дома вещи, продает и тратит деньги на выпивку, на свои страсти, на женщин. И в этой ситуации родители должны не отчаяться, а довериться Богу.



«Господи, Ты Сам знаешь, как эту ситуацию управить!»



Я читал и не один раз, о таких ситуациях, когда мама не знала, как ребенку помочь, как его лечить, и она просто своего ребенка Господу доверяла. Обращалась к Господу в молитве со словами:



«Господи, пусть с моим сыном будет все, как Ты хочешь – болезни, сложные обстоятельства его жизни. Я Тебе его поручаю. Ты Сам с ним делай то, что Ты хочешь».



Ее сын, взрослый человек, заболел, перестал пить. Мама за ним ухаживала. Господь так управил. Это такой путь, которым Господь человека спасает. Как разбойника на Кресте справа.



"И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю"(Лк 23:43)



 Господь обещает разбойнику спасение, но не избавляет его от страданий. Очень важно созависимость разрушать и вместе с тем давать людям надежду, чтобы они не отчаивались, чтобы они уповали на Господа. Очень важна поддержка знающих, умных людей, у которых есть опыт, которые могли бы вовремя подсказать, дать родителям благие примеры, показывая, как эти ситуации разрешаются в жизни. Чтобы родные поняли, что эта ситуация управляемая, контролируемая и может закончиться хорошим исходом.



Священник Сергий



Наш храм по Пушкинскому району отвечает за работу, связанную с наркоманией и алкоголизмом. Созависимость лечится еще тяжелее, чем зависимость. Созависимому человеку трудно объяснить, что он тоже болен. Приведу такой пример. Ко мне пришла одна женщина и говорит: «Сын зависимый. Милиция угрожает. Мы его посадим или квартиру продавайте. Нужны деньги. Больше вариантов нет». Я говорю: «Пусть в тюрьму садится». «Как это в тюрьму садиться? Я же его люблю! Я же его мать!» Я ей отвечаю: «В тюрьме он Вас услышит. Будет книги читать. Будет молиться. Будет хотя бы три года трезвым. Он у Вас наркоман. Не нужно верить в те сказки, которые он Вам рассказывает. Не нужно бояться. Сами сдайте, посадите его в тюрьму».



Боровских Вячеслав Владимирович



Иногда приходится сталкиваться с такими родителями, которые категорически это не приемлют. «Мы так сказать и поступить не сможем. Мы Вас понимаем. Логика Ваша понятна. Но мы так не сможем».



Действительно, мама сама этого сделать не сможет. Когда мы ей даем такие рекомендации, то с самого начала говорим:



 «Вам самой это не поднять, не выдержать. Невозможно. Очень тяжело. Вы сами сейчас исполняйтесь сил, надежды и веры. Свою собственную жизнь исправляйте. Прежде, чем начать делать то, что мы рекомендуем, Вам нужно самой свою душу удобрить. Набраться сил, терпения, мужества, которых у Вас сейчас нет. Поэтому Вам и кажется, что Вы не сможете. На сегодняшний день это действительно так. Может, это нужно делать не сейчас. Сейчас нужно заняться устройством своей души. Нужно самой начать ходить в церковь, самой начать исповедоваться в своих грехах. Причащаться. Навести порядок в своей душе. И тогда, потом для Вас многое само раскроется, и Вы увидите, что только так и можно, и нужно. И никак иначе».



Мы все в своем социуме склонны к формированию таких созависимых отношений, склонны эксплуатировать слабости друг друга.



Надо помнить, что наркоман – это человек, который всех и все испытывает до предела. Он никогда не останавливается на полпути. Мы чувствуем, что за ним стоит какая-то бесконечно злая личность, которая его ведет и заставляет доводить самоубийственные поступки до предела. Зависимый человек будет испытывать на прочность нашу установку, например, выселить его из дома, лишить материальных благ. Он все это будет проверять на прочность. Нужно быть заранее к этому готовыми. Нужно, чтобы у него не было никаких иллюзий. И чтобы он не тратил на это время.



Иногда родителям нужно сказать страшные даже для самого себя слова:



«Я знаю, что от того, чем ты занимаешься, люди умирают. Многим родителям приходится хоронить своих детей. Я к этому готова. Если я узнаю, что ты погиб, я тебя похороню, потому что больше некому. Какое-то время погорюю и успокоюсь. Но совершать самоубийство на моих глазах я тебе не позволю».



Этими словами мы лишаем его многих возможных манипуляций нами. Если зависимый человек видит, что и мы готовы идти до конца, что мы готовы на все, он сдается. Здесь происходит очищение. В наших отношениях с ним все построено на лукавстве, обмане, в том числе и со стороны опекунов, родителей. Мы ему что-то недоговариваем, полуправду до него доносим. А здесь происходит очищение. Вся ложь выходит на поверхность, и все становится очевидным. Расчищается стартовая площадка, с которой можно куда-то двигаться. В лукавых, длительных, затянувшихся отношениях все настолько переплетено, что напоминает морской узел, который расплести невозможно. Люди отчаиваются. Когда мы берем большую тяжесть, которую нужно сделать, на себя и просим сил у Бога, чтобы это все вынести, выдержать, вытерпеть, тогда Господь Бог так все решает, что нет никаких узлов – одна ровная веревочка.



Священник Сергий



Часто приходят в храм мамы и задают один вопрос: «У меня сын пьет. Что делать?» Отвечаю: «Вам нужно идти в Центр по работе с зависимыми». Ответ всегда одинаков: «Да нет, он не пойдет!» «Ему не надо идти. В первую очередь нужно идти Вам. Идти в церковь. Пока созависимый не начнет себя лечить, про своего ребенка думать даже рано, бесполезно.



Максим



Приходилось доводить ситуацию до предельного момента. Проверял все на прочность. Когда Господь забрал все, на что я мог опираться, мышление начало работать совершенно по-другому. Начинаешь более-менее трезво мыслить. Понимаешь, что ты не сам себя создал. Опираться уже не на что. Появляется здоровая критика.



Священник Сергий



У нас умерла одна наркоманка. Но сами родители, когда были поминки в храме, сказали: «Это был для нее лучший выход. В жизни не было у нее другого варианта. Она всех вымотала. Последние полтора года ездила по святым местам, по-настоящему молилась два года. Потом резкий срыв. И через два месяца она умерла». Это был для нее единственный выход. Либо ты начинаешь воскрешать, либо такой конец.



Боровских Вячеслав Владимирович



Когда мы идем, родители, близкие, идем на такое, мы должны быть готовыми ко всему. Конечно, мы надеемся, верим, и у нас есть какой-то свой прогноз и мечта, как бы Бог это сделал. Но мы не знаем, как будет на самом деле. Мы должны быть готовы смиренно принять то, что Господь нам даст. Нам кажется, что все пропало. Ничего не пропало. У плачущей матери дитя погибнуть не может. Когда мать плачет о своем сыне или дочери, обращаясь к Богу, Господь никогда не попустит этому ребенку погибнуть, даже если его жизнь закончится здесь инвалидизацией, а возможно и преждевременной смертью. Мы знаем, что умереть и погибнуть не всегда одно и то же.


Размещено 21:22 15/07/2017

Иеромонах Моисей (Дроздов)



Интересна жизнь епископа Амвросия Медиоланского. Он был помощником префекта в Медиолане. Преставился, отошел ко Господу епископ с православной кафедры. Между православными арианами возникли споры, кто будет дальше на этой кафедре. Префект Медиалана посылает Амвросия урегулировать этот конфликт. Амвросий был тогда еще некрещеным.



Из «Жития святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского»



 (в изложении святителя Димитрия Ростовского)



«Прибыв в Медиолан, Амвросий вошел в храм, где происходили выборы, и со всею силою красноречия стал убеждать народ, чтобы привести споривших к согласию и миру. Вдруг грудной младенец, еще не умевший говорить, закричал из среды народа:



- Амвросий - епископ!



Услышав сие, весь находившийся в церкви народ подхватил слова младенца и начал громко и единодушно восклицать:



- Амвросий - епископ! Амвросий - епископ!



Так, действием благодати Божией младенец, которому не настала еще пора говорить, провещал, и обе противные стороны, как правоверные, так и ариане пришли к миру и согласию, и пожелали только иметь епископом Амвросия, хотя он еще не был просвещен святым крещением, а только был оглашен.



Слыша восклицание народа, Амвросий вышел из храма и, чтобы выказать себя недостойным столь великого сана, сев на месте судии, стал, против своего обыкновения, без всякого милосердия терзать преступников. Он делал сие с тою целью, чтобы граждане, видя его немилосердие, возненавидели его и не захотели иметь епископом. Но народ не переставал кричать, что желает иметь Амвросия епископом. Амвросий всячески отказывался, объявлял, что он - великий грешник и до сих пор еще не крещен, но все отвечали ему на это:



- Грех твой будет на нас. - Ибо они знали, что святое крещение очищает человека от всех грехов.



Амвросий в смущении возвратился домой и задумал оставить свою должность и избрать себе житие нищего странника, как это делали тогда многие из греческих философов, но ему помешали в исполнении этого намерения. Тогда он изобрел другую хитрость, чтобы избежать епископского сана, а именно приказал открыто приводить к себе в дом распутных женщин, чтобы жители Медиолана, видя это, возымели к нему отвращение и отказались бы от него, как от блудника. Но народ еще усиленнее заявлял:



- Пусть будет твой грех на нас, только прими крещение и епископство».



В дом, где он жил, привозили винно-водочные изделия. Он решил себя представить алкоголиком, чтобы народ отказался видеть его епископом. Народ понял, что с ним играют в какие-то игры и сказал, что нам и такой, пьющий, епископ подойдет.



Видя, что невозможно уклониться от желания всего народа, Амвросий решил из города укрыться. Ночью, тайно от всех, он вышел из города и полагал, что идет к другому городу Тицину и что далеко уже ушел по этой дороге, но когда рассвело, то оказалось, что он находится у ворот того же самого города Медиолана. Это произошло потому, что Бог, Который готовил в Амвросии для Своей Кафолической Церкви как бы стену против врагов, воспрепятствовал его бегству, и Своею силою возвращал его с задуманного пути. Приняв святое крещение, он прошел в семь дней все степени церковные, а на восьмой был возведен в епископский сан к невыразимой радости всего народа».





Епископ Амвросий Медиоланский



(ок. 340 – 397)



Епископ Амвросий Медиоланский был настолько красноречив, что жены боялись отпускать своих мужей, а мужья жен слушать его проповеди, чтобы их супруг или супруга не ушли в монастырь.



В период епископства Амвросия Медиоланского на «арену» православной деятельности выходит блаженный Августин. Мне бы хотелось рассказать не только о нем, но и о блаженной Монике, матери блаженного Августина.





Святой блаженный Августин



(354 – 430)



У блаженного Августина есть замечательное произведение «Исповедь», где рассказывается о том, как блаженный Августин пришел к Богу.



Приложение



Приводим отрывки из книга блаженного Августина «Исповедь», из жизнеописания праведной Моники, матери блаженного Августина (Слово в день памяти праведной Моники Тагастинской (4/17 мая) Ом­ский мит­ро­по­лит Вла­ди­мир) и других интернет источников.



Бла­жен­ный Ав­гу­стин в сво­ей «Ис­по­ве­ди» пи­шет о юных годах жизни своей матери Моники до ее замужества:



«…неза­мет­но под­полз­ла к ма­те­ри мо­ей … страсть к ви­ну. Ро­ди­те­ли обыч­но при­ка­зы­ва­ли ей, как де­вуш­ке воз­дер­жан­ной, до­ста­вать ви­но из боч­ки. Опу­стив ту­да через верх­нее от­вер­стие со­суд, она, преж­де чем пе­ре­лить это чи­стое ви­но в бу­тыл­ку, кра­ем губ … от­хле­бы­ва­ла его: боль­ше она не мог­ла, так как ви­но ей не нра­ви­лось. И де­ла­ла она это во­все не по склон­но­сти к пьян­ству, а от из­быт­ка ки­пя­щих сил, ищу­щих вы­хо­да в ми­мо­лет­ных про­ка­зах; их обыч­но по­дав­ля­ет в от­ро­че­ских ду­шах глу­бо­кое ува­же­ние к стар­шим. И вот, при­бав­ляя к этой еже­днев­ной кап­ле еже­днев­но по кап­ле – “тот, кто пре­не­бре­га­ет ма­лым, по­сте­пен­но па­да­ет” – она до­ка­ти­лась до то­го, что с жад­но­стью по­чти пол­ны­ми куб­ка­ми ста­ла по­гло­щать нераз­бав­лен­ное ви­но».



Раз­ве что-ни­будь мо­жет одо­леть тай­ную бо­лезнь на­шу, ес­ли Ты, Гос­по­ди, не бодр­ству­ешь над на­ми со Сво­им вра­че­ва­ни­ем? Нет от­ца, ма­те­ри и вос­пи­та­те­лей, но при­сут­ству­ешь Ты, Ко­то­рый нас со­здал. Ко­то­рый зо­вешь нас. Ко­то­рый да­же через ... лю­дей де­ла­ешь доб­рое, чтобы спа­сти ду­шу. Что же сде­лал Ты то­гда, Бо­же мой? Чем стал ле­чить? Чем ис­це­лил?



Не из­влек ли Ты гру­бое и острое бран­ное сло­во из чу­жих уст, как вра­чеб­ный нож, вы­ну­тый из неве­до­мых за­па­сов Тво­их, и не от­ре­зал ли од­ним уда­ром все гни­лое? 



Слу­жан­ка, хо­див­шая обыч­но вме­сте с ней за ви­ном, спо­ря, как это бы­ва­ет, с млад­шей хо­зяй­кой с гла­зу на глаз, упрек­ну­ла ее в этом про­ступ­ке и с ед­кой из­дев­кой на­зва­ла “горь­кой пья­ни­цей”. Уязв­лен­ная этим уко­лом, она огля­ну­лась на свою сквер­ну, тот­час же осу­ди­ла ее и от нее из­ба­ви­лась.



Так дру­зья, льстя, раз­вра­ща­ют, а вра­ги, бра­ня, обыч­но ис­прав­ля­ют.



Ко­гда Мо­ни­ка до­стиг­ла брач­но­го воз­рас­та, ро­ди­те­ли на­шли ей же­ни­ха, чтобы вы­дать за­муж по обы­ча­ям сво­ей стра­ны. Она вступила в супружество с язычником Патрицием, вспыльчивым и ведшим безнравственную жизнь. Муж Моники до­ста­точ­но рав­но­душ­но от­но­сил­ся к во­про­сам ре­ли­гии. «Че­ло­век чрез­вы­чай­ной доб­ро­ты и неисто­вой гнев­ли­во­сти», – так вспо­ми­нал бла­жен­ный Ав­гу­стин о сво­ем от­це в де­вя­той гла­ве «Ис­по­ве­ди». Поначалу свекровь невзлюбила ее, но Моника своей кротостью примирила ее с собой. Жизнь рядом с та­ким че­ло­ве­ком, каким был муж Моники, вряд ли мог­ла быть лег­кой – и, су­дя по вос­по­ми­на­ни­ям Ав­гу­сти­на, брак его ма­те­ри дей­стви­тель­но ока­зал­ся да­ле­ко не счаст­ли­вым. В отличии от многих жен своего времени, Моника не подвергалась побоям мужа. По ее словам, он никогда не поднимал на нее руки, благодаря тому, что она всегда удерживала свой язык, обуздывая уста свои в его присутствии (Пс 38:1). Поз­же, под вли­я­ни­ем сво­ей су­пру­ги, Пат­ри­ций при­мет Свя­тое Кре­ще­ние, жизнь се­мьи станет иной. Но на это по­тре­бу­ет­ся мно­го лет, бу­дет пре­одо­ле­но мно­го стра­да­ний...



Но не толь­ко от му­жа или же от слу­жа­нок при­хо­ди­лось тер­петь скор­би свя­той Мо­ни­ке. У четы было три ребенка. Моника очень печалилась из-за того, что Патриций не позволял крестить их. Да­же юный Ав­гу­стин нема­ло при­чи­нил ду­шев­ных стра­да­ний сво­ей бла­го­че­сти­вой ма­те­ри. Отец очень хо­тел, чтобы Ав­гу­стин стал важ­ным че­ло­ве­ком – ри­то­ром и адво­ка­том, по­это­му Ав­гу­стин по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние. Од­на­ко по­на­ча­лу он то­же не был кре­щен и, су­дя по все­му, хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние ма­те­ри не столь глу­бо­ко еще про­ник­ло в его серд­це. Большим страданием для Моники была жизнь молодого Августина в Карфагене. Со всем жа­ром юно­сти Ав­гу­стин от­да­вал­ся удо­воль­стви­ям мо­ло­до­сти: язы­че­ским те­ат­рам, цир­кам, жен­щи­нам. От од­ной из них, небла­го­род­но­го про­ис­хож­де­ния, в 372 го­ду у него вне бра­ка да­же ро­дил­ся сын по име­ни Адео­дат («Дан­ный от Бо­га»).



Кро­ме то­го, вдруг пе­рей­дя в дру­гую край­ность, Ав­гу­стин по­чти де­сять лет раз­де­лял ере­ти­че­ское уче­ние ма­ни­хе­ев, от­ри­цав­ших плоть, со­тво­рен­ную, по их мне­нию, са­та­ной, и да­же «об­ра­тил» в эту ересь несколь­ких дру­зей. Как, долж­но быть, об­ли­ва­лось кро­вью серд­це Мо­ни­ки, ко­гда она узна­ла об этом, – тя­же­ло ей бы­ло ви­деть сы­на блуд­ни­ком, но еще тя­же­лее – ере­ти­ком! Увле­кал­ся Ав­гу­стин и аст­ро­ло­ги­ей… Его до­ро­га к Бо­гу бы­ла дол­гой и тяж­кой.



А ведь по­ми­мо Ав­гу­сти­на в се­мье бы­ло и еще дети: его брат На­ви­гий и сест­ра Перпетуя. Став взрос­лы­ми и са­мо­сто­я­тель­ны­ми они при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Дочь, так же, как мать, до­ста­точ­но ра­но ов­до­ве­ла и, не же­лая вто­ро­го бра­ка, при­ня­ла мо­на­ше­ство, про­си­яв мно­ги­ми по­дви­га­ми. Непрестанные молитвы и слезы Моники о сыне обратили ко Христу ее мужа под конец его жизни.



Свя­тая Мо­ни­ка го­ря­чо опла­ки­вала вся­кое оче­ред­ное па­де­ние сы­на и оби­ва­ла по­ро­ги епи­ско­пов и из­вест­ных по­движ­ни­ков с прось­бою о свя­тых мо­лит­вах за свое непу­те­вое ча­до, не же­ла­ю­щее жить по-хри­сти­ан­ски. Дни и но­чи на­про­лет про­во­ди­ла в слез­ных мо­лит­вах об Ав­гу­стине, сыне сво­ем, свя­тая Мо­ни­ка.



А ведь из­вест­но – го­ря­чую мо­лит­ву Бог не остав­ля­ет без от­ве­та.



Ко­неч­но, об­ра­ще­ние мо­ло­до­го уче­но­го про­изо­шло да­ле­ко не сра­зу. В те­че­ние де­ся­ти лет Мо­ни­ке при­шлось быть сви­де­тель­ни­цей его упор­ства в ере­си. Она жи­ла, про­ли­вая кро­ва­вые сле­зы о по­ги­ба­ю­щем сыне, вся­че­ски убеж­дая его в ис­тин­но­сти Пра­во­сла­вия.



«И Ты про­стер ру­ку Твою, – пи­шет бла­жен­ный Ав­гу­стин, – с вы­со­ты и “из­влек ду­шу мою” из это­го глу­бо­ко­го мра­ка, ко­гда мать моя, вер­ная Твоя слу­жан­ка, опла­ки­ва­ла ме­ня пе­ред То­бою боль­ше, чем опла­ки­ва­ют ма­те­ри умер­ших де­тей. Она ви­де­ла мою смерть в си­лу сво­ей ве­ры и то­го ду­ха, ко­то­рым об­ла­да­ла от Те­бя, – и Ты услы­шал ее, Гос­по­ди. Ты услы­шал ее и не пре­зрел слез, по­то­ка­ми оро­шав­ших зем­лю в каж­дом ме­сте, где она мо­ли­лась; Ты услы­шал ее. От­ку­да, в са­мом де­ле, был тот сон, ко­то­рым Ты уте­шил ее на­столь­ко, что она со­гла­си­лась жить со мною в од­ном до­ме и си­деть за од­ним сто­лом? В этом ведь бы­ло мне от­ка­за­но из от­вра­ще­ния и нена­ви­сти к мо­е­му ко­щун­ствен­но­му за­блуж­де­нию.



Ей при­сни­лось, что она сто­ит на ка­кой-то де­ре­вян­ной дос­ке и к ней под­хо­дит си­я­ю­щий юно­ша, ве­се­ло ей улы­ба­ясь; она же в пе­ча­ли и со­кру­ше­на пе­ча­лью. Он спра­ши­ва­ет ее о при­чи­нах ее го­ре­сти и еже­днев­ных слез, при­чем с та­ким ви­дом, буд­то хо­чет не раз­уз­нать об этом, а на­ста­вить ее. Она от­ве­ча­ет, что скор­бит над мо­ей ги­бе­лью; он же ве­лел ей успо­ко­ить­ся и по­со­ве­то­вал вни­ма­тель­но по­смот­реть: она уви­дит, что я бу­ду там же, где и она. Она по­смот­ре­ла и уви­де­ла, что я стою ря­дом с нею на той же са­мой дос­ке. От­ку­да этот сон?



Раз­ве Ты не пре­кло­нил слу­ха Сво­е­го к серд­цу ее? О Ты, Бла­гий и Все­мо­гу­щий, Ко­то­рый за­бо­тишь­ся о каж­дом из нас так, слов­но он яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пред­ме­том Тво­ей за­бо­ты, и обо всех так, как о каж­дом!..



Про­шло еще де­сять лет, в те­че­ние ко­то­рых я ва­лял­ся в этой гряз­ной без­дне и во мра­ке лжи; ча­сто пы­тал­ся я встать и раз­би­вал­ся еще силь­нее, а меж­ду тем эта чи­стая вдо­ва, бла­го­че­сти­вая и скром­ная, та­кая, ка­ких Ты лю­бишь, обод­рен­ная на­деж­дой, но неумолч­ная в сво­ем пла­че и сте­на­ни­ях, про­дол­жа­ла в ча­сы всех сво­их мо­литв го­ре­вать обо мне пе­ред То­бой, Гос­по­ди, “и при­шли пред ли­цо Твое мо­лит­вы ее”, хо­тя Ты и до­пу­стил еще, чтобы ме­ня кру­жи­ло и за­кру­жи­ло в этой мгле».



Так ча­сто и в на­ше вре­мя непу­те­вые сы­но­вья по­скаль­зы­ва­ют­ся на жиз­нен­ном пу­ти и ока­зы­ва­ют­ся – кто за тю­рем­ной ре­шет­кой, кто в сре­де нар­ко­ма­нов и ал­ко­го­ли­ков, кто на боль­нич­ной кой­ке, кто в то­та­ли­тар­ной сек­те…



Пусть же свя­тая Мо­ни­ка станет об­раз­цом по­ве­де­ния для тех ма­те­рей, что по­па­ли в по­доб­ные жиз­нен­ные об­сто­я­тель­ства. Пусть они так же, сво­ею слез­ной мо­лит­вой за сво­их чад, ис­пра­ши­ва­ют у Бо­га об­лег­че­ния сы­нов­ней уча­сти в непре­лож­ной на­деж­де на то, что их сы­но­вья ока­жут­ся вне бе­ды!..



Он, несо­мнен­но, по­мо­жет. Но это воз­мож­но лишь при усло­вии, что са­ма мать твер­до пре­бы­ва­ет в Церк­ви и ве­дет хри­сти­ан­скую жизнь по за­по­ве­дям Гос­под­ним.



Когда Августин подпал под влияние манихийцев, Моника ужаснулась и старалась обратить его от ошибочного пути. Во сне ей было сказано проявить терпение и кротость к сыну. Августин пребывал в заблуждении девять лет, но мать не отошла от него. Однажды она пыталась получить помощь у православного епископа, ранее также бывшего манихейцем, но тот отказался вступать в спор с Августином, а ее утешил, сказав: "Иди своим путем, и да благословит тебя Бог, ибо невозможно, чтобы сын этих слез был бы потерян."



Блаженный Августин так написал об этом в своей книге «Исповедь»: «Мать моя все-та­ки не успо­ко­и­лась и про­дол­жа­ла еще боль­ше на­ста­и­вать, мо­ля и об­ли­ва­ясь сле­за­ми, чтобы он уви­дел­ся со мной и по­го­во­рил. То­гда епископ с неко­то­рым раз­дра­же­ни­ем и до­са­дой ска­зал: “Сту­пай, как вер­но, что ты жи­вешь, так вер­но и то, что сын от та­ких слез не по­гибнет”. В раз­го­во­рах со мной она ча­сто вспо­ми­на­ла, что при­ня­ла эти сло­ва так, как буд­то они про­зву­ча­ли ей с неба».



Когда Августин отправился в Рим в 383 году, а потом в Милан, мать следовала за ним. По­езд­ка в Ме­дио­лан ста­но­вит­ся для Ав­гу­сти­на судь­бо­нос­ной, так как здесь он встре­ча­ет­ся с та­мош­ним епи­ско­пом – ве­ли­ким свя­ти­те­лем Ам­вро­си­ем Ме­дио­лан­ским, оказавшим глубокое влияние на Августина.



Здесь, в Ме­дио­лане, с Ав­гу­сти­ном про­ис­хо­дит ряд со­бы­тий, окон­ча­тель­но по­вли­яв­ших на спа­се­ние его мя­ту­щей­ся ду­ши. Сто­ит от­ме­тить зна­ме­ни­тое об­ра­ще­ние Ав­гу­сти­на, про­изо­шед­шее с ним в са­ду, ко­гда он в ду­шев­ном смя­те­нии и в мо­лит­ве про­сил Бо­га на­ста­вить на ис­тин­ный путь:



«Так го­во­рил я и пла­кал в горь­ком сер­деч­ном со­кру­ше­нии. И вот слы­шу я го­лос из со­сед­не­го до­ма, не знаю, буд­то маль­чи­ка или де­воч­ки, ча­сто по­вто­ря­ю­щий на­рас­пев: “Возь­ми, чи­тай! Возь­ми, чи­тай!”. Взвол­но­ван­ный, вер­нул­ся я на то ме­сто, где оста­вил, ухо­дя, апо­столь­ские По­сла­ния. Я схва­тил их, от­крыл и в мол­ча­нии про­чел гла­ву, первую по­пав­шу­ю­ся мне на гла­за: “не в пи­рах и в пьян­стве, не в спаль­нях и не в рас­пут­стве, не в ссо­рах и в за­ви­сти: об­ле­ки­тесь в Гос­по­да Иису­са Хри­ста и по­пе­че­ние о пло­ти не пре­вра­щай­те в по­хо­ти”. Я не за­хо­тел чи­тать даль­ше, да и не нуж­но бы­ло: по­сле это­го тек­ста серд­це мое за­ли­ли свет и по­кой; ис­чез мрак мо­их со­мне­ний».



И глав­ное в его жиз­ни, на­ко­нец, со­вер­ши­лось. В 387 го­ду, на Пас­ху, Ав­гу­стин при­ни­ма­ет Свя­тое Кре­ще­ние от свя­ти­те­ля Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го. То есть, про­ис­хо­дит его пол­ное и окон­ча­тель­ное ду­хов­ное пе­ре­рож­де­ние. После крещения Августина Моника вместе с ним отправилась в Африку, но на пути скончалась в 387 году в Остии, как бы за­вер­шив окон­ча­тель­ное свое ве­ли­кое де­ло. Здесь она была погребена. В VI веке ее мощи были перенесены в крипту местного храма, а в 1430 году – в Рим, где покоятся доныне.



Бла­жен­ный Ав­гу­стин опи­сы­ва­ет кон­чи­ну сво­ей ма­туш­ки так:



«Ты зна­ешь, Гос­по­ди, что в тот день, ко­гда мы бе­се­до­ва­ли, ни­что­жен за этой бе­се­дой по­ка­зал­ся нам этот мир со все­ми его на­сла­жде­ни­я­ми, и мать ска­за­ла мне:



“Сын! что до ме­ня, то в этой жиз­ни мне уже все не в сла­дость. Я не знаю, что мне здесь еще де­лать и за­чем здесь быть; с мир­ски­ми на­деж­да­ми у ме­ня здесь по­кон­че­но. Бы­ло толь­ко од­но, по­че­му я хо­те­ла еще за­дер­жать­ся в этой жиз­ни: рань­ше чем уме­реть, уви­деть те­бя пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. Гос­подь ода­рил ме­ня пол­нее: дал уви­деть те­бя Его ра­бом, пре­зрев­шим зем­ное сча­стье. Что мне здесь де­лать?”.



“По­ло­жи­те это те­ло, где при­дет­ся; не бес­по­кой­тесь о нем; про­шу об од­ном: по­ми­най­те ме­ня у ал­та­ря Гос­под­ня, где бы вы ни ока­за­лись”».



И из уст бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на из­ли­лась та­кая мо­лит­ва о сво­ей свя­той ма­те­ри:



«Да пре­бу­дет она в ми­ре со сво­им му­жем, до ко­то­ро­го и по­сле ко­то­ро­го ни за кем не бы­ла за­му­жем, ко­то­ро­му слу­жи­ла “при­но­ся плод в тер­пе­нии”, чтобы при­об­ре­сти его Те­бе. И вну­ши, Гос­по­ди Бо­же мой, вну­ши ра­бам Тво­им, бра­тьям мо­им, сы­нам Тво­им, гос­по­дам мо­им, ко­то­рым слу­жу сло­вом, серд­цем и пись­мом, чтобы вся­кий раз, чи­тая это, по­ми­на­ли они у ал­та­ря Тво­е­го Мо­ни­ку, слу­гу Твою, вме­сте с Пат­ри­ци­ем, неко­гда су­пру­гом ее, через плоть ко­то­рых ввел Ты ме­ня в эту жизнь, а как, я не знаю. Пусть с лю­бо­вью по­мя­нут они их, ро­ди­те­лей мо­их, на этом пре­хо­дя­щем све­те, и мо­их бра­тьев в Те­бе, Отец, пре­бы­ва­ю­щих в Пра­во­слав­ной Церк­ви, мо­их со­граж­дан в Веч­ном Иеру­са­ли­ме, о ко­то­ром взды­ха­ет в стран­ствии сво­ем, с на­ча­ла его и до окон­ча­ния, на­род Твой. И пусть мо­лит­ва­ми мно­гих пол­нее бу­дет ис­пол­не­на по­след­няя ее прось­ба ко мне, – через мою ис­по­ведь, а не толь­ко через од­ни мои мо­лит­вы».



Свя­тая Мо­ни­ка не про­сто по-ма­те­рин­ски, но и по-хри­сти­ан­ски всю се­бя отдала вос­пи­та­нию де­тей, спа­се­нию сво­е­го сы­на. Она пе­ре­жи­ла скор­би и радо­сти: скор­би о его па­де­ни­ях и ра­до­сти от его об­ра­ще­ния. Мож­но ска­зать, что свя­тая Мо­ни­ка ста­ла цен­тром сво­ей се­мьи, ее серд­цем. Спа­се­ние всех чле­нов се­мьи она по­нес­ла на се­бе, ру­ко­вод­ству­ясь апо­столь­ски­ми сло­ва­ми:



«Но­си­те бре­ме­на друг дру­га, и та­ким об­ра­зом ис­пол­ни­те за­кон Хри­стов» (Гал 6:2)





Святая блаженная Моника



(330-387)



4/ 17 мая Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь празд­ну­ет па­мять пра­вед­ной Мо­ни­ки Та­га­стин­ской, ма­те­ри из­вест­ней­ше­го хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­ва древ­но­сти – бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на (354-430 гг). В ли­це свя­той Мо­ни­ки и ее де­тей, од­ним из ко­то­рых был блаженный Ав­гу­стин, мы ви­дим при­мер осо­бо жи­вых от­но­ше­ний, сло­жив­ших­ся в се­мье. В святой Монике, особенно известной на Западе, видят образец матери-христианки. Образец от­но­ше­ний меж­ду ма­те­рью и ее детьми. Образец от­но­ше­ний меж­ду женой и мужем.



Своим молитвенным подвигом блаженная Моника показала нам великую силу любви жены и матери. В 2017 году исполнилось 1630 лет со дня ее кончины. И хо­тя эта ве­ли­кая пра­вед­ни­ца жи­ла сем­на­дцать ве­ков на­зад, в опи­са­нии ее жиз­ни уди­ви­тель­но мно­го близ­ко­го, по­нят­но­го и по­учи­тель­но­го для совре­мен­ных рус­ских жен­щин.



Иеромонах Моисей (Дроздов)



Когда Господь берется за человека, нужно понять, что Господь включился в эту ситуацию и надо быть готовым ко всему. Конечно, это пример того, что о таких детях надо плакать. Не в смысле проливания слез. Нужна сердечная молитва к Богу. Вымаливать своих детей. В Евангелии сказано о судье, которого постоянно и неотступно посещала одна вдова. Судья решил помочь вдове в ее судебном деле для того, чтобы она ему не докучала. Если неправедный судья так поступает, Господь, конечно, включится в ситуацию после таких настойчивых молитв. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Не уходите, пока не будете услышаны в молитве. Толцыте своими молитвами в утробу милосердия Божия.



Мы видим пример святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он пишет в своем дневнике, как шесть или семь раз ходил молиться на Горнее место, пока Господь не согласился исцелить одну тяжелобольную онкозаболеванием девочку. Когда мы читаем описание жития святого праведного Иоанна Кронштадтского, он не просто молился, а имел дерзновенный разговор с Господом. Он просил, настаивал. Своим примером дал и нам пример яркой живой молитвы к Богу. Праведный Иоанн Кронштадтский исцелял алкоголиков. Давал им причаститься даже без подготовки. Иногда человек стоит на опасной черте и может не успеть причаститься, и в этой ситуации надо действовать быстро. Когда человек обращается к Богу, сказано, что надежда на Господа не постыжает.



«Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме» (Псалом 124:1)



Человек должен и надеяться, и действовать. Протоиерей Владимир Головин сказал: «Больше не детям нужно говорить о Боге, а Богу о детях».



Мы понимаем, что человек порой сам хочет не пить, хочет исправиться, но он не может. Злая сила его держит. Эта злая сила использует его, как орудие, чтобы расстроить жизнь многих людей. Острым ножом ранит тех, кто рядом. Против невидимого надо призвать Невидимого. Против духа злобы надо призвать самого Господа. Господь помогает не только этому человеку исправиться, но и помочь окружающим зависимого человека людям. Это такое испытание, когда человек может упасть духом, возненавидеть человека, который является источником стольких страданий. Одна мама говорит: «Я перестала любить своего ребенка, потому что он мне принес столько горя». Для нее это проблема. Мама не может своего ребенка не любить. Когда мама перестает любить своего ребенка, для нее –это тягостное состояние ее души. Наступает противоречие с ее основным материнским инстинктом. Когда ребенок является причиной стольких зол, такое противоречие может исправить только Сам Господь.



Хотел бы рассказать о книге архимандрита Рафаила (Карелина) «Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателей».





Книга написана, как ответы на вопросы. Автор дает очень интересные и глубокие ответы на вопросы. Читаешь и учишься. В книге есть раздел об алкоголизме, наркомании и игромании.



На вопрос матери, как помочь сыну, употребляющему наркотики, если он даже ее бьет, архимандрит Рафаил (Карелин) ответил так:



«Если Ваш сын не был в состоянии тяжелого наркотического опьянения, значит у него душевная болезнь, связанная с какими-то маниями, которая может давать неожиданный рецидив. Поэтому проявляйте по отношению к сыну не только материнскую любовь, но и разумную осторожность. Хорошо читать «Богородичное правило», благословленное святым преподобным Серафимом Саровским. Читайте 150 раз в сутки молитву «Богородице Дева, радуйся!» Правило можно выполнять не сразу. Читать его можно по частям несколько раз в день. Читайте также хотя бы три раза в день Псалом 90».



Игумен Анатолий (Берестов) рекомендует из своего опыта лечения зависимых людей читать молитвы по соглашению. Когда в одно и то же время мама, близкие зависимого человека встают на молитву, это дает хороший результат.



Страдающей маме архимандрит Рафаил (Карелин) посоветовал подавать Сорокоуст и о ее здоровье. Автор посоветовал женщине – жене наркомана как можно чаще, не реже одного раза в неделю, читать Акафист святой равноапостольной Нине об исцелении ее супруга. «Рекомендую Вам также по возможности посещать вместе с мужем монастыри и святые места. Если по болезни он не может этого делать, читайте Евангелие или Псалтирь». В ситуациях, когда близкие люди страдают от винопития, хорошо читать Евангелие от Иоанна 15 главу «Аз есмь лоза истинная». Рекомендуют также читать Псалтирь, Кафизму 4.



«Благодарить Бога за крест Вы должны во всех случаях, так как промысл Божий направлен на наше спасение».



Благодарим за беседу и желаем и дальше видеть всех Вас в нашем Центре на пользу нашим зрителям и нам самим.



 «Она плакала надо мной более, чем когда-либо матери плакали над могилами детей»



 (Блаженный Августин «Исповедь»)



Желаю нашим гостям, всем нашим слушателям помощи Божией и творческих успехов!



Будьте здоровы и Богом хранимы!



Помоги всем нам, Господи!



Что почитать, послушать, посмотреть:



Священные Писания
Жития святых
Жизнеописание праведной Моники, матери блаженного Августина. Слово в день памяти праведной Моники Тагастинской (4/17 мая) Ом­ский мит­ро­по­лит Вла­ди­мир
Архимандрита Рафаил (Карелин) «Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателей» изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015
Православный журнал «Наследник» №2 (67) «Боль»
Видео и аудио лекции врача – психотерапевта В.В.Боровских

Если возникнут вопросы, их можно написать по этой ссылке.

 


 
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму