FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 

« Last Page  |  viewing results 11-20 of 49  |  Next Page »
Posted at 09:12 on 27/03/2014
Изнесение Евангелия на утрени

На утрени во все воскресные дни на середину храма износится для целования св. Евангелие. Исключение к этому правилу составляют Господские праздники Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы, Преображения и Воздвижение Креста Господня, даже если они приходятся на воскресные дни. В неделю Крестопоклонную Евангелие также не износится ради имеющего быть выноса Креста. Относительно праздника Входа Господня во Иерусалим в Триоди Постной говорится: "Егда же целуют братия Евангелие, раздает игумен ваиа", из чего можно заключить, что в сей праздник св. Евангелие износится на середину храма.
Евангелие износится на все двунадесятые Богородичные праздники, когда таковые выпадают на воскресный день. В храмовой праздник святого, когда он приходится на воскресенье, Евангелие износится на середину церкви как обычно.

Как найти рядовой глас

1. Здесь уместно будет указать на соотношение между восемью гласами и числом недели по Пятидесятнице. Для того, чтобы определить глас недели нужно от порядкового числа недели отнять единицу и разделить на 8; остаток, получившийся от деления, укажет глас.
Например, неделя 27-я по Пятидесятнице: 27—1 = 26. Деление 26 на 8 производит остаток 2. Глас 27-й недели будет 2-й. Если же остатка не будет, то поется 8-й глас.
2. Для того, чтобы определить рядовое утреннее воскресное евангелие (и воскресный светилен и утреннюю стихиру евангельскую) нужно порядковое число недели разделить на 11 (столп утренних воскресных евангелий); чисто остатка будет означать рядовое евангелие.
Например, неделя 32-я по Пятидесятнице: 32:11 = 2, остаток 10: рядовое утреннее воскресное евангелие 10-е.
Если же число недели делится на 11 без остатка, то евангелие будет 11-е.

Пение "Воскресение Христово видевше"

На воскресном бдении воскресное евангелие читается священником на престоле, за исключением тех дней, когда положен полиелей и величание празднику. Тогда евангелие читается посреди храма. Во время чтения евангелия на престоле, прислужники со свечами стоят по обе стороны престола. По прочтении евангелия диакон, покровен, берет выносную свечу и становится перед амвоном. Туда же подходят прислужники со свечами. Священник в головном уборе и держа св. Евангелие на уровне плеч становится на амвоне, смотря на запад, в то время как поется "Воскресение Христово видевше".
При чтении 50 псалма, священник сходит с солеи и, в предшествии диакона и прислужников, кладет Евангелие на аналой посреди храма. Диакон ставит свечу за аналоем, вместе с прислужниками кланяется священнику и отходит на обычное место позади священника. Прислужники идут в алтарь.
По окончании пения "Воскрес Иисус от гроба", диакон становится правее аналоя и немного впереди его, кланяется священнику и глаголет: "Спаси, Боже, люди Твоя". Прислужники, выйдя из алтаря, становятся позади священника.
После целования Евангелия священник и диакон совершают поклон перед Евангелием, диакон принимает свечу и следует к солее. Священник берет Евангелие и восходит на солею, осеняет молящихся Евангелием и входит в алтарь через царские врата. Диакон возвращает свечу на обычное место у иконостаса и входит в алтарь. Священник и диакон совершают обычное поклонение перед престолом, целуют престол, после чего диакон закрывает царские врата. Завеса остается отдернутой, освещение в храме сокращается.
Если на воскресном бдении бывает величание празднику или святому, тогда священник остается посреди храма, а диакон износит Евангелие на середину для чтения его священником, после чего следует на солею и держит Евангелие во время пения "Воскресение Христово видевше". После пения диакон переносит Евангелие на аналой посреди храма.
"Воскресение Христово видевше" поется в дни воскресные (исключая недели Ваий, Пятидесятницы и праздников Рождества Христова, Крещения, Преображения, хотя бы эти праздники случились и в воскресенье), в праздники: Воздвижения, Вознесения, в субботу Лазаря, и в седмичные дни со дня Пасхи до Вознесения. В день Пасхи, во всю Пасхальную седмицу и во все воскресные дни с Пасхи до Вознесения по трижды поется: "Воскресение Христово". В прочие же дни эта песнь поется по однажды.

Воскресение Христово видевшее,
поклонимся Святому Господу Иисусу,
единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе,
и святое Воскресение Твое поем и славим:
Ты бое си Бог наш, разве Тебе иного не знаем,
имя Твое именуем.
Придите, вси верни, поклонимся святому Христову Воскресению:
се бо прииде Крестом радость всему миру.
Всегда благословяще Господа,
поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя"

Когда на утрени было читано Евангелие, диакон читает молитву: "Спаси, Боже, люди Твоя". На непраздничной утрени эта молитва бывает только в великую Четыредесятницу, кроме суббот и четверга Великого канона. Когда не бывает изнесения Евангелия на средину храма для целования, то эта молитва возглашается на амвоне перед царскими вратами, или как указано в Киевском служебнике, на солее перед образом Спасителя (местным). Сборник возгласов уточняет:
"И диакон (буде воскресная служба) исшед из алтаря в царские врата и став пред местным образом Спасителя, держа и орарь в десной руке возглашает: "Спаси Боже люди Твоя", и т.д.; в нарочитый же день праздника, диакон произносит сие посреди церкви пред образом праздника, лик: "Господи помилуй", 12 раз. И настоятель возглашает: "Милостию и щедротами, и человеколюбием", и проч. Лик "Аминь". И поют канон воскресный, или праздника, — по указанию устава.
В это время служащие, отдав взаимный поклон настоятелю, молятся с ним вместе пред св. образом праздника, прикладываются к нему и помазуются св. елеем — и отходят в алтарь.
Также потом преклоняются пред св. образом и все предстоящие в храме и от настоятеля помазуются св. елеем" (Метод, стр. 277).

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...

Posted at 08:02 on 28/03/2014
Канон

После молитвы: "Спаси, Боже, люди Твоя" Устав назначает петь канон. Эта часть утрени есть особенно праздничная, торжественная. Под именем канона разумеется собрание священных песнопений, составленных в честь празднуемого лица или события. Канон состоит из ирмосов (сцепление, связь), тропарей празднуемому событию или святому и песней Св. Писания, которые перемежевываются с песнями и тропарями. Канон состоит из девяти песней.
Для того, чтобы понять содержание и смысл канонов, необходимо знать происхождение песней Св. Писания. Посему включаем в наши заметки описание построения и припевов канонов.
"Под песнями Св. Писания разумеются гимны Господу Богу, находящиеся в Библии, — гимны, которые были воспеты, главным образом, в Ветхом Завете по случаю благодеяний Божиих, ниспосланных Иудеям. Песней Священного Писания десять.
Содержание ирмоса первой песни заимствовано из благодарственной песни Моисея и Мариамны — сестры его, воспетой по переходе через Чермное море: "поим Господеви, славно бо прославися" (Исх. 15:1-19). Вторая песнь заключает угрозы и обличения Моисеем непокорных Иудеев, она начинается словами: "вонми небо, и возглаголю" (Втор. 32:1-43). Как песнь обличительная она поется только во время святой четыредесятницы. Содержание третьей песни заимствовано из благодарственной молитвы матери Самуила Анны, воспетой после рождения ею сына. Начальные слова этой песни: "утвердися сердце мое в Господе" (1 Цар. 2:110). Четвертая песнь заимствована из песни пророка Аввакума, который изображает явление Иисуса Христа под образом багряного солнца, восходящего из-за горы, осененной лесною чащею: "Господи, услышах слух Твой и убояхся" (Аввак. 3:1-19). Пятая песнь заимствована из песни пророка Исаии, в которой заключаются пророчества об Иисусе Христе и благодарность Богу за благодеяния, имеющие открыться чрез явление Мессии: "От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже" (Ис. 26:9-19). Шестая песнь заимствована из песни пророка Ионы бывшего три дня во чреве китове и потом выброшенного на сушу: "Возопих в скорби моей к Господу Богу" (Иона 2:17). Седьмая песнь — трех отроков в пещи: "Благословен еси Господи, Боже отец наших" (Дан. 3:26-56). Восьмая песнь — тех же отроков: "Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки" (Дан. 3:57-72).
К этим восьми песням еще присоединяются: девятая песнь — Матери Божией: "Величит душа моя Господа", и десятая песнь — Пророка Захарии о рождении сына его, Предтечи и Крестителя Господня: "Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим" (Лук. 1:46-55).
Песни Священного Писания поются пред песнями канонов. Но так как каноны имеют только девять песней, а песней Священного Писания десять, то пред девятою песнью канона поются две песни Священного Писания, девятая и десятая. Песнь Богоматери поется сряду после 8-й песни канона; затем поется песнь Пророка Захарии.
Песни Священного Писания в полном составе, т.е. так, как они изложены в Библии, Устав назначает петь или читать только в седмичные дни великой Четыредесятницы" (Никольский, стр. 292).
В Псалтири приводится последование стихословия ветхозаветных песней. Удобнее всего пользоваться порядком содержащемся в сборниках: "Службы на каждый день Первые седмицы Святого Великого Поста".
"В большей части храмов стихословие песней Священного Писания обыкновенно ограничивается только пением песни Богородицы: "Величит душа моя Господа". И только в Великом посту стихословие всех песней исполняется так, как указывает Типикон. В особо печатаемых службах первой седмицы Великого поста излагается самое соединение стихов Свящ. Писания с ирмосами и тропарями канона. Во все дни же кроме Великого поста, пред тропарями канонов, вместо стихословия песен Священного Писания, поются припевы. Например, поется припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе"; или: "Пресвятая Богородице, спаси нас", или другие. При предпоследнем тропаре почти всегда бывает в каждой песни канона припев: "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу", а при последнем тропаре припев: "И ныне, и присно, и во веки веков". Пред 8-ю песнью канона поется припев: "Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа Господа". После же пения 8-й песни, пред пением катавасии, поется: "Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще" и проч. Таким образом, на 8-й песни канона, составленной по образцу песни отроков еврейских, славословие Пресвятой Троице возглашается теми словами, коими они славили Бога.
Обыкновенно стихи песней Священного Писания заменяются иными припевами потому, что в некоторые дни Устав назначает петь особые припевы, вместо стихов песней Священного Писания. Так, в четверток 5-й седмицы Великого поста сказано в Типиконе: "Песней не стихословим. И абие начинаем Великий канон... припевающе: ‘Помилуй мя, Боже, помилуй мя.’ К стихам канона Преподобные Марии: ‘Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.’ К стихам преподобного Андрея припев: ‘Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас.’ В субботу Сырной седмицы поется 2-я песнь канона св. Отец. Вторую же песнь в Псалтири не глаголем, но припеваем: Преподобнии Отцы, молите Бога о нас" (Тип. Сырн. суб.). В Пасху Устав назначает припев: "Христос воскресе из мертвых". В недели (воскресенья) Устав указывает пред тропарями (первыми в каждой песни канона) петь припев не из стихов Священного Писания. Во 2-й главе Типикона читаем: "к первому же тропарю припев: ‘Слава Господи святому воскресению Твоему.’" Таже припевы песней воскресных (писаны в Ирмологионе). Под "припевами песней воскресных, кои писаны в Ирмологионе", разумеются стихи песней Священного Писания (См. Ирмологион; Никольский, стр. 294-295).

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...

Posted at 07:46 on 29/03/2014
Пение катавасии в течение года

Кроме песней ирмосов на каноне полагается еще пение катавасии. В непраздничные седмичные дни и дни предпразднства и попразднства катавасия поется только после 3, 6, 8 и 9-й песни канона. Катавасия поется после всех песней канона в Господские и Богородичные праздники и в дни "нарочитых" святых, т.е. когда положено совершать бдение, полиелей или утреню с великим славословием.
Согласно гл. 19 Типикона катавасия распределяется по временам года так:
От 1 сент. до 21 сент., до отдания праздника Воздвижения Честного Креста: "Крест начертав Моисей" (Воздвижения).
От 22 сент. до 20 нояб.: "Отверзу уста моя" (всего лета).
От 21 нояб. до 31 дек., до отдания Рождества Христова: "Христос Раждается" (Рождества Христова).
От 1 янв. до 14 янв., до отдания Богоявления: "Глубины открыл есть дно" (Богоявления).
От 15 янв. до отдания Сретения Господня: "Сушу глубородительную землю" (Сретения).
От отдания Сретения Господня до 1 авг. (кроме Четыредесятницы недель и Пятидесятницы): "Отверзу уста моя".
От 1 авг. до праздника Преображения и на самый праздник: "Крест начертав Моисей". В попразднстве Преображения и до отдания: "Лицы израильстии" (Преображения).
От 14 авг. до 23 авг., до отдания Успения: "Преукрашенная Божественною славою" (Успения).
От отдания Успения до 1 сент.: "Крест начертав Моисей".

Четыредесятницы же и Пятидесятницы:

В неделю Мытаря и Фарисея, во 2-ю, 4-ю и 5-ю Святых постов: "Отверзу уста моя".
В неделю Блудного сына, Мясопустную, Сыропустную, в 1-ю и 3-ю Святых постов, в неделю Ваий и Страстную неделю: катавасия Триоди.
Аще случится празднуемый святой во всю Четыредесятницу в седмичные дни: "Отверзу уста моя".
От недели Святые Пасхи и до отдания: "Воскресения день" (Пасхи).
В день Преполовения Пятидесятницы и на отдание: "Море огустил еси".
В неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи: "Спасителю. Богу" (Вознесения).
В неделю 7-ю по Пасхе, Святых Отец: "Божественным покровен".
В субботу Пятидесятную: Триоди.
От недели Пятидесятные и до отдания: "Божественным покровен".
В неделю Всех Святых до 1 авг.: "Отверзу уста моя".

Ектеньи на песнях канона и после славословия

Малые ектении по 3-й и 6-й песнях канона иерей глаголет "отшед пред святые двери", т.е. перед царскими вратами. Ектения по 9-й песни произносится "внутрь св. алтаря", пред престолом.
Если славословие читается, то священник произносит ектении "Исполним утреннюю" и "Помилуй нас, Боже" перед царскими вратами. Если же славословие поется, то священник произносит эти ектении перед престолом .

Пение "Честнейшую херувим"

После катавасии 8-ой песни канона поется песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа" с припевом: "Честнейшую", во время которой совершается каждение алтаря и всего храма. Священник или диакон перед местной иконой Богородицы возглашает: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим" и продолжает каждение храма.
Устав, говоря, что "всегда поется Честнейшая (т.е. "Честнейшую херувим") в неделях всего лета, в предпразднствах, и попразднствах, и в седмичные дни", вместе с тем отмечает те случаи, когда "Честнейшая" не поется и заменяется или 1) ирмосом 9-й песни, или 2) особыми припевами вместе с ирмосом 9-й песни.
1) "Честнейшая" заменяется ирмосом 9-й песни: а) во все дни от субботы Лазаря до Пасхи, б) в недели от апостола Фомы и кончая неделею Пятидесятницы, в) в Преполовение и его отдание, г) в день Св. Духа, д) в отдание Пятидесятницы.
2) Особые припевы и ирмос 9-й песни вместо "Честнейшей" поются: а) 6 янв., 2 февр. (если, впрочем, Сретение случится до Сырной субботы), 6 авг., 14 сент., 25 дек., в какие бы дни недели ни случились эти праздники; б) в великие Богородичные праздники, в отдания Господских и Богородичных праздников, 1,7 и 30 янв., 30 авг. (см. отдел. изд. служ. этого дня), 26 дек., если все эти праздники и отдания случатся в седмичные дни (но не в недели, когда поется "Честнейшая"); в) во всю Пасхальную седмицу (см. Устав 20 гл. и последование указанных дней).
Когда полагаются особые праздничные припевы, диакон, вместо возгласа "Богородицу и Матерь Света", поет первый праздничный припев: "Величай, душе моя", а затем уже певцы поют другой праздничный припев и ирмос.

"Достойно есть" по 9-й песни канона

В седмичные дни, когда не поется канон праздника или Богородицы, т.е. если в эти дни не случится предпразднство или попразднство, или праздника с бдением и полиелеем, — перед малой ектенией после 9-й песни поется "Достойно есть": "Аще убо несть недели: Достойно есть. Аще же есть неделя — по ирмосе ектения" (Служебник).

Возглашение "Свят Господь Бог наш"

В воскресные дни, когда не поется светилен воскресный, а также в субботы Лазареву и Великую, диакон после ектении по 9-й песни канона в глас Октоиха возглашает: "Свят Господь Бог наш" со стихами. Но если в воскресные дни поется светилен праздника, как бывает в воскресенья, в которые случаются Господские праздники, то "Свят Господь" не поется.
Бывает и иной порядок. Так, "Свят Господь Бог наш" говорит диакон. Или же для сего выходит канонарх пред царские врата, с непокровенною главою, поклонившись молитвенно св. алтарю, возглашает: "Свят Господь Бог наш" (Метод, стр. 282).

Славословие и великое славословие

После хвалитных псалмов и стихир следует славословие. Когда поется: "Всякое дыхание", тогда после пения стихиры на "Слава, и ныне", настоятель говорит: "Слава Тебе, показавшему нам свет", и певцы поют великое славословие.
В современной практике твердо укоренился обычай на великое славословие отверзать царские врата и священнику одевать фелонь (например, Киевский служебник, 1897 г.).
Когда же не указаны хвалитные стихиры и славословие чтется, тогда после хвалитных псалмов бывает чтение.
От понедельника второй седмицы Антипасхи до Вознесения Типикон указывает после стихир не читать: "Тебе слава подобает", но сразу: "Слава Тебе показавшему нам свет" и читать вседневное славословие.

Отпуст утрени

О последовании перед отпустом см. отдел о Вечерни II. 17.
В конце той утрени, на которой положено вседневное славословие, не бывает отпуста, а непосредственно после "Утверди, Боже" следует 1-й час, на котором бывает великий отпуст. Утреня с великим славословием отделяется от 1-го часа полным отпустом. Тогда на 1-м часе произносится малый отпуст.
От недели Антипасхи до Вознесения перед отпустом всенощного бдения не полагается петь "Христос Воскресе" трижды, как это бывает перед отпустом литургии ежедневно. Но там, как и обычно, следует: "Слава, и ныне" и т.д. Отпуст воскресный — "Воскресый из мертвых" бывает на всех богослужениях ежедневно до отдания Пасхи.

"Взбранной Воеводе"

На 1-м часе, после возгласа: "Боже, ущедри ны" обычно поется кондак "Взбранной Воеводе" (Службы 1-ой седмицы Великого поста; Нотный обиход). Говорим "обычно", потому что в церковном уставе нет указания на то, чтобы по окончании утрени, после 1 го часа, постоянно был пет один и тот же кондак "Взбранной Воеводе", а делается это именно "по обычаю"; например, в Троице-Сергиевой Лавре все вечернее богослужение заканчивается пением кондака Успению: "В молитвах неусыпающую Богородицу". Так, в некоторых местах существует практика в Богородичные праздники, вместо "Взбранной Воеводе" петь кондак праздника, т.к. "Взбранной Воеводе" и есть кондак Богородице. "Церковный Вестник" указывает, что по местам 25 дек., вместо "Взбранной Воеводе" поют кондак "Дева днесь" (Ц.В. 1893 г., №23). Тем не менее, то, что соблюдается в Церкви "по обычаю", не должно быть отменяемо по частному усмотрению.

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...


Posted at 12:00 on 30/03/2014
Часы

Часы 1-й и 6-й начинаются с "Приидите, поклонимся", а часы 3-й и 9-й полным началом: "Благословен Бог наш". Чтец: "Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое... Отче наш". Если 9-й час следует за 6-м, то он начинается с воззвания: "Приидите, поклонимся". От недели Антипасхи до отдания Пасхи последования, имеющие полное начало (часы: 3-й и 9-й), начинаются следующим образом: По — "Аминь" — "Христос воскресе": 3-жды, далее Трисвятое... Отче наш, и прочее обычно, а на своем месте — "Приидите, поклонимся". В последованиях же обычно начинающихся с "Приидите, поклонимся", например, вечерня после 9-го часа, бдение, 1-й час после утрени, 6-й час — "Приидите, поклонимся" не бывает, но — "Христос воскресе": 3-жды.
На Светлой неделе: часы пасхальные не читаются, а целиком поются.
Отпуст на них воскресный: "Воскресый из мертвых" (см. отд. 1.31).
В Святую Четыредесятницу на часах добавляются кафизмы, особые тропари, прокимны, ветхозаветные чтения и великопостные стихи с поклонами. На Страстной седмице устав особый с добавлением чтений Апостольских и Евангелий.
Если 9-й час переходит в Изобразительные, тогда отпуст бывает в конце Изобразительных. Если 9-й час предваряет вечерню, тогда возглас 9-го часа и первый возглас вечерни "Благословен Бог наш" произносит священник перед царскими вратами. В обоих случаях вечерня начинается с "Приидите, поклонимся".

Божественная Литургия

Входные молитвы перед совершением литургии

Общий порядок

В последовании входных молитв указывается следующий порядок: "Иерей и диакон, оба пред оными три поясных поклона со умилением делают, молятся в себе мытаревым гласом: "Боже! милостив буди мне, грешному. Боже! очисти мя грешного и помилуй мя". И затем диакон, отдав поклон иерею, тихо возглашает: "Благослови владыко!"
Священник тихо глаголет: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь".
И диакон начинает читать тихо и неспешно: "Царю Небесный", Трисвятое: по Отче наш.
Священник: "Яко Твое есть царство:"
Диакон: "Аминь". И глаголются тропари по порядку: "Помилуй нас Господи, помилуй нас: и т.д. Когда же диакон, став пред иконою Христа, начнет читать тропарь Спасу: "Пречистому Твоему Образу покланяемся благий:", тогда иерей, а за ним и диакон творят земной поклон пред образом Спасителя и целуют Его святое изображение. Так и по прочтении тропаря Богородичного: "Милосердия сущи источник: покланяются до земли и целуют святую икону Пресвятые Богородицы"" (Метод, стр. 910).
"Во дни праздника или попразднества существует обычай прикладываться к иконе праздника при чтении соответствующего тропаря" (Евхаристия, стр. 141).
И став снова пред царскими вратами диакон возглашает тихо: "Господу помолимся!"
И, преклонив главу, иерей тихо читает молитву: "Господи, ниспосли руку Твою..." со всяким смирением и в порыве подлинного покаяния. Посему, в соответствии с этим добрым настроением, в современной практике принято, что, после чтения: "Господи низпосли", священник или архиерей читают еще молитву: "Ослаби, остави", причем творят три поясных поклона, а затем уже оборачиваются к народу ("творят к ликам поклоны по единому"), прося у предстоящих прощения в обидах и оскорблении (Булгаков, стр. 886).
Начало молитв священник читает в скуфье или камилавке, но, конечно, без облачения в какую бы то ни было священную одежду. На тропарях: "Пречистому Твоему образу" священник снимает головной убор и уже непокровенным входит в алтарь. При соборном служении, священники входят в алтарь в порядке старшинства, причем правые и левые соответственно входят в южные и северные двери.
Входя же в алтарь — иерей южною, диакон северною дверями, лобызают святые двери, читая в себе: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему" и прочее.
Согласно прот. Никольскому: "Вшедши в алтарь, священник и диакон делают три поклона перед св. престолом и целуют святое Евангелие и святую трапезу.

Входные молитвы на Святую Пасху

Вопрос о том, какие входные молитвы полагается читать служащим Божественную литургию в день св. Пасхи и во всю Светлую седмицу, освещался в разных наших церковных изданиях. Следующий порядок указан у прот. К. Никольского.
• Христос Воскресе (3-жды).
• Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущого, с мертвыми что ищете, яко человека; видите гробные пелены, тецыте, и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающого род человеческий.
• Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся; и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
• Во гробе плотски, во ад же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.
• Слава: Яко Живоносец, яко Рая краснейший, воистину и чертога всякого царского показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.
• И ныне: Вышняго освященное Божественное селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: Благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.
• Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
• Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившия, яви, яко присно, силу Твою, на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти, якоже иногда Гавриил, безплотных Архистратиг.
• Господи! Низпосли руку Твою с высоты святого жилища Твоего, и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему, и безкровно священнодействие совершу, яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь. (Никольский, стр. 358; тоже в Р.д.с.п., 1888 г., №8, стр. 276; тоже в Ц.В. за 1890 г., №37, стр. 613). Вместо псалма: "Вниду в дом Твой" — многократно тропарь Пасхи.

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...

Posted at 10:21 on 31/03/2014
Облачение духовенства

Обратимся к сборнику "Метод", который, согласно служебнику, представляет чин облачения:
"Священник и диакон, прием в руки своя каждый стихарь свой, глаголют: "Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!" — Диакон, держа в десной руке стихарь со орарем, подходит к священнику и, наклонив свою главу, глаголет тихо: "Благослови владыко стихарь со орарем!"
Священник, благословляя диакона и облачение его, произносит тихо: "Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков" .
Диакон ответствует: "Аминь" и отшед в сторону, облачается в стихарь моляся в себе: "Возрадуется душа моя о Господе!" и проч.
Облачаясь же в стихарь, диакон предварительно целует изображение креста на нем, также и орарь, и налагает оный на левое свое рамо (плечо), затем налагает нарукавники (поручи) на руки своя, облобызав на них креста образ: — на десную надевая глаголет: "Десница Твоя, Господи" и т.д. На левую же налагая глаголет: "Руце Твои сотвористе мя", и проч.
По облачении диакон идет в Предложение или (диаконник) и там, над умывальником умыв свои руки с произношением молитвы: "Умыю в неповинных руце мои" и т.д. уготовляет затем священная: Святый дискос поставляет с левой стороны, святую Чашу — с правой жертвенника, звездицу же вверху тех на восточной стороне — не разгибая впрочем последнюю: то и другое предварительно должно отереть от пыли, как и самый жертвенник; на крае жертвенника (к себе) полагаются: два сребропозлащенных блюдечка, копие большое и малое, губка, ковш для вливания вина в Чашу, соединенного с малым количеством чистой, ключевой воды — так именуемого "Святого соединения", пять просфор, предназначенные к совершению на них Святого Таинства Евхаристии. И первая просфора полагается для изготовления Агнца, с изображением печати на верхней части просфоры — животворящего креста с словами: вверху Иис. Хр., внизу — Ника; 2-я просфора приносится в честь и память преблагословенные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, с изображением на верху печати Ее монограммы; 3-я приносится в честь девяти чинов Священной иерархии святых Греко-Российской Православной Церкви, 4-я и 5-я просфоры приносятся: первая — о поминовении живых и во главе Святейший Правительствующий Всероссийский Синод, Царствующий Дом и проч. (так было до революции — авт.), последняя — за почивших о Господе всех православных христиан.
Тогда же и священник облачается, стоя в стороне, одесную престола. Прием стихарь или так называемый подризник в левую руку, и, благословив свое облачение, глаголет: "Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь". И, читая в себе положенные при облачении стихи, скромно облачается. Облачившись же иерей и сам отходит в предложение и там, над умывальником умывая руки свои, глаголет в себе: "Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи" и т.д. А затем став оба, иерей же и диакон, пред жертвенником, благоговейно покланяются до земли трижды пред предложением, со умилением произнося в себе: "Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя!" и: "Искупил ны еси от клятвы законные честною Твоею Кровию на кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш слава Тебе". И творят начало Проскомидии" (Метод, стр. 10-11).
Мы сказали выше, что облачение духовенства пред Литургией есть чин. И действительно, как облачение диакона, так и самого священника, предваряются начальным возгласом: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков". В служебнике подчеркивается благоговейное отношение к этому священнодействию. Это не просто одевание ритуальных одежд, нет, — это, в подлинном смысле, священнодействие, сопутствуемое как-бы пророческими псалмами, трогательными и высокодуховными для личности готовящегося к приношению бескровной Жертвы священника. И какое печальное зрелище может представить этот же духовный чин на соборном служении, когда в ризнице собираются несколько священнослужителей, и, вместе с облачением, на каждом псалме раздаются громкие здорования и веселые присказки! Встреча собратий, конечно, всегда радостна и приятна, только нельзя совмещать общение бытовое с священнодействием.

Если настоятель в храме, то, хотя бы он и не служил, готовящиеся к служению диаконы и псаломщики испрашивают у него благословение для облачения в священные одежды (Ц.В. 1896, №23).

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...


Posted at 10:45 on 1/04/2014
Просфора

В храмах нередко можно наблюдать отношение к просфорам не соответствующее святости и назначению этих хлебов. Бывает, что родители дают детям в конце литургии целую просфору. Дети крошат эту просфору, рассыпая крошки вокруг. Иногда можно найти частицы просфор и на погосте храма. А как содержатся вынутые на проскомидии просфоры взятые на дом?
Если имеют место непорядки, надо полагать, что это происходит из-за недостаточной осведомленности о значении и существе, о происхождении и назначении этих Церковью освященных хлебов.
У православноверующих христиан с глубокой древности существует прекрасный обычай приносить в храм свои просфоры, кроме пяти церковных, и просить священнослужителей вынимать во время литургии за живых и умерших своих сродников и знакомых. Обычай этот особенно важен тем, что он поддерживает молитвенную нашу связь как между живыми членами Церкви, так и связь живых с умершими. Чрез него мы укрепляем в себе сознание, что Церковь Христова, это одна живая семья верующих во Христа и объединенных между собою любящих братьев и сестер. Христиане чтут просфору, как святыню, и Сам Господь благословляет и освящает этот дар Церкви. В житии преподобного Зосимы, чудотворца Соловецкого, есть такой рассказ: однажды преподобный дал в благословение от своего священнослужения просфору каким-то приезжим купцам; на пути из храма они ее обронили. Проходит случайно тою дорогою инок Макарий и видит: над просфорою стоит пес и всячески пытается схватить ее зубами, но каждый раз, при его попытке, от св. хлеба исходит огонь и опаляет пса. Инок подходит ближе — огня не стало видно. Осенив себя крестным знамением, инок берет просфору и относит ее к святому старцу" ("Листок св. Елеонской Горы", 1910 г.).
Просфора состоит из двух частей: кругловидное основание и верхняя, равная, круглая часть с печатью в виде креста. Происхождение двучастности просфоры также находим в Ветхом Завете.
"Высокий и многознаменательный жертвенник устроил Моисей: это скиния, которая была образом храма, и которая лучше, нежели прежние жертвенники, прообразовала все вещи и таинства новой благодати. Симеон Солунский (в главе 125) говорит: "все, что устроил Моисей внутри скинии, а особенно ковчег и трапеза, прообразовавшие Богородицу, называлось святая святых. Посему, если кто-либо кроме посвященных дерзал прикоснуться к этим вещам, погибал и умирал: так "простре Оза руку свою, да поддержит кивот... умре ту пред Богом" (1 Парал. 13:9). Были в скинии и хлебы предложения, двумя своими составами означающие хлеб живой и небесный, т.е. два естества, Божеское и человеческое".
В подражание сему и в христианских храмах хлебы и просфоры делаются двучастные; и двумя своими частями ясно означают Божество и человечество Иисуса Христа" (Новая Скрижаль, стр. 11).
"В Уставе церковном предписано следующее о хлебе приносимом для Таинства: он должен быть от чистые пшеничные муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасной, непресоленый, свежий и чистый. Иерей же дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгоравшим, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению подпадет, яко Таинство на таковых видах не совершится" (Белюстин, стр. 273).
"Симеон Солунский (в главе 86) преимущественно о квасном хлебе так рассуждает: "хлеб квасный есть как бы хлеб, одушевленный чрез квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие совершенно: нас ради восприяло плоть нашу; Оно плоть бысть, не изменив своего естества, и с словесною и умною душею восприяло человечество; было и совершенным Богом, и совершенным человеком, да и меня возсозиждет всего". В просфоре, как и во всяком хлебе, находятся три вещи, тоесть мука, вода и соль, вместе смешанные и испеченные огнем. Симеон Солунский в том же месте говорит: "в хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна, и в честь Троицы. Мука с квасом означает душу, вода — крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Которое сказало ученикам: "вы есте соль земли". Хлеб же, испеченный огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он
весь соединился со всем нашим естеством"" (Новая Скрижаль, стр. 167).
Остается сказать о печати, которая обязательно должна быть на всякой просфоре.
"Печать на просфоре хотя иногда бывает и круглая, но вообще должна быть четвероугольная. Ибо из средины той же просфоры всегда вынимается часть четвероугольная. Четвероугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображают Божество и человечество Христа Сына Божия. Если бы эта печать и самая часть хлеба были кругловидны, то они означали бы одну вечность, т.е. безначальность и бесконечность Божества. Но так как Безначальный и Бесконечный Сын Божий воплотился и показал Себя Богом, Который для нас пришел, воплотился, истинно страдал, был во образе Божием и во образе человеческом, то и необходимо, чтобы и печать, и самый хлеб означали и Божество и человечество, дабы не думали некоторые еретики, что человечество в Иисусе Христе уничтожилось и что Он остался только Богом (ибо некоторые признают одно только Божество во Христе). Но не так было и не так научены мы веровать. Иисус Христос совершен в каждом естестве: Его Божество совершенно соединилось с человечеством. По сей причине и хлеб должен быть четвероугольным, но не круглым и бесквасным. Ибо, так как Иисус Христос совершен: то сделался совершенным человеком: принял душу и тело человеческое, состоящее из четырех стихий. И как весь мир четверочастен, так и самое Слово, Христос, Творец мира, приняло плоть, состоящую из четырех стихий; и как воплотившееся Слово освятило все концы мира, все небесное и земное, так это и изображается Его крестом, на котором Он пригвоздился, умер и исправил нас и весь мир" (Новая Скрижаль, стр. 166).
"На просфоре наверху напечатлевается (находится печать — сфрагис ???????) знак креста со словами: ИС. ХС. NI. КА. ?????? ??????? ???? — "Иисус Христос побеждает". Это изображает знамение, виденное на небе Константином Великим и его войском пред поражением Максентия (312 г.)" (Никольский, стр. 362).
"Печать на просфоре изображает крест, который напечатлевается на всех просфорах с прибавлением слов, означающих победу Христову: Ис. Хр. ника. Сентября 14 дня в Четьи-Минеи показано: "Христолюбивый царь Константин устрои честные три кресты от драгих вещей и написа на них златыми письмены слова сия: Ис. Хр. ника — сие есть — побеждай, и постави един крест в Цареграде, к востоку на торжищи высоко; другий крест постави верху червленного столпа римского на братолюбнем месте; третий вознесе на мраморном месте зело краснем на хлебопродании. Никифор же в книге 8, гл. 32, повествует, что на первом из сих крестов написано было "Ис", на втором "Хр"., а на третьем "ника". От этих как бы собственных названий и получили такое название кресты. И самые те места, где кресты эти стояли, назывались этими же именами. Слова эти, написанные Константином на трех крестах, греки соединили потом вместе и начали употреблять на всех крестах" (Новая Скрижаль, стр. 160).
"Просфоры должно печатать четвероконечным крестом", т.е. на просфорах печать должна иметь четвероконечный крест (1667 г. Соборных деяний, бывших в Москве, гл. 1 и 1698 г., декабря 26-го, Адриана, Московского Патриарха. Указанных статей 15). Печатать четвероконечный крест на просфорах одобрил Великий Собор 1667 года (см. Соборный Свиток, глава 1) как потому, что сей крест должен изображаться по преданию, так и потому, что пред сим временем усилился в Русской Церкви обычай печатать на просфорах осмиконечный крест с копием, тростью и адамовою головою в кругу, поверх коего печатались слова: "Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира", а такая печать на просфорах не совсем прилична. Ибо: а) Не всякая просфора употребляется для взятия из нее Агнца, и посему означенную надпись печатать на всякой просфоре неприлично, и потому она отменена; б) Копие и трость, особенно трость, не составляют креста, на котором Агнец Божий взял грехи мира, посему и они отложены; в) Адамова глава не составляет Агнца, во образ которого взимается часть из первой просфоры, посему отложена и она, оставлен только четвероконечный крест с надписью: ИС, ХР, NIКА. Этот крест более соответствует и крестообразному разрезанию Агнца, как он должен быть разрезываем. ("Истинно древняя и истинно Православная Христова Церковь", соч. Григория, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, 1858 г., часть 2, стр. 38. Цит. по прот. К. Никольскому, стр. 362).
Просфора с изображением на ней креста Христова является священным предметом, тем более когда из нее будут вынуты копием на проскомидии частицы заздравные и заупокойные, полагаемые на дискосе для своевременного погружения этих частиц в Крове Господней в Св. Чаше.
Православные христиане, приносящие из храма на дом помянутые просфоры должны из чувства благоговения держать их в чистой посуде, лучше под домашними иконами, но не вместе с другими продуктами питания. Эти просфоры (как и артос и антидор) полагается вкушать натощак с молитвой и, лучше всего, со св. водой, всегда долженствующей быть в домах верующих.
Православные родители должны приучать детей своих относиться с благоговением к просфоре, правильно ее потреблять и не рассыпать крошек. Законоучители в приходских школах должны эти требования разъяснять ученикам. Можно принести на урок невынутую просфору и наглядно провести полезную беседу о священном сем хлебе.

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...


Posted at 06:56 on 2/04/2014
О силе поминовений на проскомидии

Перед совершением Божественной Литургии, священник поминает имена здравствующих и усопших православных христиан по "диптихам" или помянникам, или же по подаваемым запискам.
После причащения мирян вынутые частицы опускаются в Св. Чашу, т.е. в Кровь Господню, со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Из этого действия видно, насколько важно поминовение имен и какую сугубую ответственность налагает это на пастыря.
На деле получается так, что имен обычно собирается великое множество и священник прибегает к помощи в чтении сослужителей и прислуживающих, в то время как сам вынимает частицы из двух нарочитых просфор (из пяти на проскомидии) или из просфор, подаваемых верующими. В связи с такой занятостью чтение имен, к сожалению, часто производится механически. Особенно трудно бывает священнику, служащему в единственном числе, без диакона или второго священника, когда во время самой литургии (до Херувимской песни) приносятся записки с именами, и священнику приходится их вычитывать между ектеньями и тайными молитвами. Как можно сосредоточиться в таких условиях? Вот и следует внушать прихожанам и богомольцам подавать помянники загодя, так, чтобы дать служащему возможность прочесть их на проскомидии, а не между ектеньями на литургии. И как важно, также, священнику молитвенно и сосредоточенно поминать имена на проскомидии.
Многие свидетельства из жизнеописаний святых угодников Божиих удостоверяют важность и необходимость поминовения здравствующих и усопших православных христиан за проскомидией. Приведем 4 таких свидетельства. Первое повествование берем из письма преп. Нила Синайского епископу Анастасию.
"Светило великой Византийской Церкви, или, лучше сказать, целого мира, дивный иерей Иоанн Златоустый, как прозорливый, многократно видел, что дом Господень во всякий почти час, особливо же во время Божественной и Бескровной Жертвы, не бывает оставляем ангелами или лишаем их попечения. Почему, исполненный удивления и радости, наедине рассказывал о сем близким из духовных друзей своих. Как скоро иерей, говорил он, начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные Силы, во множестве сошедши с неба, облеченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу лицом, в благоговении, великом безмолвии и молча, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства. Потом, разошедшись по всему досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся епископам, пресвитерам, и диаконам всем, раздающим Тело и честную Кровь. Пишу же сие, чтобы, познав, сколько страшного в Божественной Литургии, и сами, утратив в себе сей божественный страх, не предавались нерадению, и кому-либо другому не дозволяли во время проскомидии беседовать и шептаться, или смело подавать знаки другим, или стоять, качаясь из стороны в сторону, туда и сюда озираясь, или беспечно и запросто ходить с места на место. Ибо Господь говорит Моисею, а чрез него и всем иереям: "Благоговейны сотворите сыны Исраилевы" (Левит. 15:31; Твор. преп. Нила ч. 3, кн. 2, п. 282).
Второе свидетельство заимствуется из книги преп. Нила Мироточивого, Афонского чудотворца.
"Во времена свят. Василия Великого жил один благочестивый иерей и, как человек, по разным своим обстоятельствам вошел в долги, и время от времени долги нарастали, а кредиторы начинали беспокоить иерея за долги, что заставило его обратиться и просить помощи у одного близкого ему знакомого купца. Купец дал ему 500 золотых монет, которыми он уплатил свой долг, а в удовлетворение купца иерей обещался поминать его имя и сродников о здравии и о упокоении на проскомидии во всю жизнь. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем и его сродниках за каждой литургией и тем удовлетворит за деньги, то-есть — долговременным поминовением.
Иерей, получив 500 золотых, уплатил все свои долги, а затем успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля и сродников его, и вскоре после сего заболел и, после продолжительной болезни, умер. Купец узнал о кончине иерея, весьма опечалился и скорбел о пропаже своих денег, ибо одна только литургия была совершена иереем, чего купец не ожидал, рассчитывая на многолетнюю жизнь иерея и его молитвы, для чего и вручил ему 500 золотых, поминать его и сродников за каждою литургиею. Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке. Делать нечего; она обращается к свят. Василию Великому, рассказывает ему о случившемся. Выслушав ее, свят. Василий Великий сказал: "Я буду завтра служить литургию, приидите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем". Матушка идет к купцу и передает слова свят. Василия. Купец обрадовался и на утро идет в храм, взяв с собою весы и золото. Свят. Василий, совершая проскомидию, вынимает одну частицу о здравии и спасении рабов Божиих и кладет на весы, а купцу приказывает класть на другую половину весов золото, и сколько купец ни клал золота, одна малая частица все перевешивала, и чем больше купец клал золота на весы, тем ниже опускалась чаша на которой была положена частица, вынутая свят. Василием Великим из просфоры на проскомидии. Купец, видя сие великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление и затем просил прощения у свят. Василия и у матушки в Бозе почившего иерея и уже не требовал долга".
Третье повествование относится к прославлению свят. Феодосия, архиепископа Черниговского (1896 г.)
"Накануне прославления свят. Феодосия нужно было опрятать его святые мощи, т.е. переоблачить их и привести в благолепный вид. Из Киева вызвали для этого старца высокой духовной жизни, иеромонаха Алексия (Шепелева), почившего уже в начале революции. Совершив переоблачение угодника, старец присел и задремал. В тонком сне, в сиянии небесной славы, является ему свят. Феодосий и говорит: "Молись за моих родителей: иерея Никиту и Марию" (до сего времени их имена известны не были). Смущенный о. Алексий ответил: "Святитель Божий, ты сам прославлен, твои молитвы сильны у Господа, как же я, грешный, могу молиться?" Святитель отвечал: "Поминай на проскомидии, это выше моих молитв"". На этом видение кончилось" (игумен Антоний, "Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский", "Прав. путь" за 1951 г.).
И, наконец, четвертое свидетельство находим в одном из писем Иоанна Васильевича Киреевского к оптинскому старцу иеросхимонаху Макарию:
"Сегодня, перед тем, как хотел писать к вам, прочем в церковной истории, как свят. Григорий Двоеслов рассказывает, что у одного пленника свалились цепи в ту минуту, как за него в отдалении вынимали частицы на литургии. Потому, припадая к стопам вашим, прошу вас помолиться за В. и вынуть за него часть. Ему очень трудно и тяжело и от положения своего, и от характера, и, может быть, от наших ошибок в воспитании..." (прот. С. Четвериков, "Оптина Пустынь..." стр. 136).

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...

Posted at 09:21 on 3/04/2014
Благоговейное отношение к проскомидии

Проскомидия совершается отдельно от Божественной Литургии, прежде чтения часов 3-го и 6-го. Двери в алтаре, северные и южные, во время проскомидии надобно иметь закрытыми, потому что проскомидией изображается рождение Господа Иисуса Христа в Вифлееме, которое совершилось втайне от мира.
Пастырь должен бояться совершать литургию на просфорах и вине плохого качества. Грешно, когда просфоры употребляются зачерствелые, из черноватой муки, а вино затхлое, кислое, жидкое (которое совсем не принимает в себя теплоты), или, напротив, такое крепкое, что слишком пахнет спиртом. При нынешней доступности хорошей муки и доброкачественного вина, весьма странно наблюдать, когда и то, и другое употребляется неподходящего сорта и качества. Дешевым и испортившимся вином и черствыми просфорами оскорбляется Таинство Святой Евхаристии, для которого не следует дорожить никакими драгоценностями мира. Тогда же ослабляется в служащих литургию чувство благоговения к Святым Тайнам. "Как хотите, — замечает прот. Е. Попов, — а очень это трудно не ослабить в себе чувства благоговения во время приобщения и потребления Святых Даров, если вино грубое, кислое или жидкое, а просфоры черные, как, напротив, при вине и просфорах хорошего качества то же благоговейное чувство возбуждается более (на случай негодности для Агнца одной из просфор, конечно, всегда надобно иметь в запасе сверх пяти просфор шестую)" (Попов, ч. 2-я, стр. 51).
Воду для соединения с вином надобно употреблять самую свежую, и ковшик предварительно нужно осмотреть, нет-ли в нем просфорных крошек от предыдущей литургии, вообще требуется вытереть его дочиста.
Тем более нужно смотреть, чтобы в вине не было каких-либо посторонних веществ. Вливать соединение надобно тотчас после прободения Агнца и за произнесением при этом положенных слов, а не под конец всей проскомидии, или когда заблагорассудится диакону или причетнику. К празднику и к архиерейской службе нужно заказывать просфору для Агнца гораздо большую, по сравнению с обычной (см. Номоканон, правило 213).
Антидор (остатки просфоры, из которой изъята часть для Тела Христова) раздается народу, то-есть тем, кто не причащались за литургией. Примешивать к антидору частицы других служебных (четырех) просфор, непозволительно.
Вообще, священнослужащие после приобщения могут употреблять одну из литургийных просфор, а не антидор, вкушение которого уже менее для них важно, чем для тех, которые не причащались. К сожалению, в наше оскуделое время многие прихожане приходят на литургию уже после утреннего чая или кофе, поэтому правильнее было бы раздавать таким не антидор, а частицы служебных просфор, к которым можно добавить и свежих просфор, предварительно окропленных св. водой. В таких случаях антидор потребляют священник и диакон. Только надобно иметь большую заботу, чтобы антидор не остался в алтаре на тарелочке до последующей литургии.
Когда предполагается много поминовений, как, например, в Родительские субботы, то по мере увеличения частиц нужно увеличивать и меру вина в Потире, потому что частицы, вложенные в свое время в Чашу с знаменательными словами: "отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною", должны погрузиться в Крови Христовой и еще ближе соединиться с Агнцем, в чем и состоит сила Таинства и значение поминовения. А иначе просфорные частицы останутся на поверхности сухими, может быть так даже до половины сосуда; да и части Самого Тела Христова со словом "Ника" вполне не омочатся в Св. Крови Христовой. Тяжко согрешают те священники, которые, по своей скупости, жалея вина для литургии, допускают быть в сосуде вынутым частицам и частям Агнца сухими.
На жертвеннике должно быть все чисто и упорядочено. Лишнего ничего не должно оставаться, особенно за литургией: ни ковшика для теплоты, ни графинчика с вином, ни другого комплекта воздухов, ни помянников. Пять просфор литургийных, число которых имеет свой евангельски-исторический смысл, должны быть отделены и лежать на виду, рядом одна возле другой. Что же до прочих просфор, поданных на проскомидию с записками, то они должны быть положены в особом месте на столике. Следует со всей силой призывать прихожан подавать просфоры с записками заранее, с вечера или на целый месяц вперед (для этого назначается человек, ведущий учет этим месячным подаяниям). Но, если и после проскомидии будут доходить до священника просьбы помянуть кого "за здравие" или "за упокой", священник должен удовлетворить этим просьбам, и даже так до самой Херувимской песни.
На жертвеннике за литургией зажигается свеча.
Приступающий к совершению проскомидии и литургии, может заметить за ночь, или даже за несколько дней, следы известных бегавших животных. Нужно обращать на это большое внимание и в случае надобности окропить до начала службы жертвенник или престол Богоявленской водой.
Вообще нередко приходится наблюдать, что жертвенник превращается в вместилище всевозможной утвари, записок, богослужебных книг, пишущих ручек и проч., не имеющих прямого отношения к предназначению святыни жертвенника, как части совершения бескровной Жертвы. Следует искоренять подобные неподходящие порядки.
Говоря о жертвеннике необходимо сказать и об отношении к престолу. Поскольку святой престол является седалищем Бога Живого в присутствии на нем во всякое время Святых Даров Тела и Крови Христовых (по пресуществлении и в Дарохранительнице), предстоящий пред ним священнослужитель должен всегда ощущать страх и благоговение пред Святынею и, поэтому, недопустимо ему без нужды класть руки на престол или держаться за край престола во время богослужения.

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...

Posted at 08:41 on 4/04/2014
Священнодействие проскомидии

Общие положения

Хотя в статье Устава "об откровении глав" и ничего не говорится об обнажении главы при совершении проскомидии, однако на практике, ввиду глубоко-молитвенного характера проскомидии, принято совершать ее без камилавок и скуфей; тем более, что и сами архиереи, совершая поминовение живых и усопших и покрывая Св. Дары на Херувимской песни, по чину проскомидии, тоже стоят "без шапки", т.е. без митры (Ц.В., 1893 г., №35).
Приступая к совершению творят три поклона перед жертвенником, предуготовленным всем потребным для священнодействия, говоря: "Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя".
Произнося слова тропаря: "Искупил ны еси от клятвы законныя", священник целует дискос; "честною Твоею Кровию" — край Потира (Чаши); "на кресте пригвоздився" — звездицу; "и копием прободся" — копие; "безсмертие источил еси человеком: Спасе наш слава Тебе" — лжицу. Некоторые еще присовокупляют блюдце с изображением креста и второе блюдце с изображением лика Божией Матери (Р.д.с.п. 1889 г., №15).
Совершая проскомидию и литургию, священник на жертвеннике и на престоле ставит Св. Чашу лицевою стороною к себе, той, на которой находится изображение Господа Иисуса Христа (Р.д.с.п. 1888 г., №3).
"Для литургии требуется пять просфор с изображением четырехконечного креста, и обычай этот узаконен Московским Собором 1666 г.: "приказать всем просфорницам, чтобы просфоры печатали печатаю креста четырехконечного" (Доп. к Ист. А., т. V, стр. 460, 486. слич. Патр. Адриана Указн. стр. 15). Кроме этого, еще в пределах бывшей Киевской Митрополии издревле существует обычай, что в числе пяти просфор, необходимых для литургии, четыре бывают с печатью св. креста, а пятая под наименованием богородичной с изображением монограммы Божией Матери. Служить на одной просфоре или на двух и даже на четырех у нас вообще запрещается. Но в случае неизбежной надобности, когда бы, например, потребовалось напутствовать умирающего, а запасных Даров не было, то священник может отслужить и на одной просфоре, ибо для Таинства Евхаристии собственно требуется один хлеб (1 Кор. 10:17), а, следовательно, и одна собственно просфора. В этом случае, как Св. Агнец, так и частицы, могут быть вынимаемы из одной и той же просфоры, так что последние можно вынимать из стенок той же просфоры, остающихся после изъятия Агнца. — Конечно, это может быть допускаемо в случае особенной крайности. Всего же лучше, во избежание подобных обстоятельств, священнику хранить в течение каждой недели несколько запасных просфор в церкви, чтобы ими пользоваться при всяком случае по востребованию.
Если бы случилось иногда так, что при пятеричном числе просфор, Агнец, вынутый из одной просфоры, оказался почему-либо не соответствующим своему назначению, так что понадобилось бы заменить его другим, то вынувши Агнец из другой просфоры, священник должен из следующей затем третьей просфоры вынимать частицу в честь Богородицы, из четвертой в честь девяти чинов, а из пятой за живых и умерших. Если бы при этом понадобилось служить только на трех просфорах, то по изъятии из одной Св. Агнца, из второй следует вынимать частицу богородичную и в честь девяти чинов, а из третьей за живых и умерших, или же, вынувши из второй частицу в честь Богородицы, а из третьей в честь девяти чинов, остальные частицы можно вынимать из стенок той или другой просфоры, как удобнее, и т.д.
Тем более, на основании всего вышесказанного священники не должны смущаться, если бы на случай, в числе пяти просфор, не было просфоры так называемой богородичной. В таком случае богородичную часть можно вынимать из обыкновенной просфоры, как это и совершается спокон веков в Москве и в других местах Великороссии.
Служить на просфорах, освящаемых на всенощном бдении, не дозволяется "по правилу церковному" (см. слубежник, последов. всенощн. бдения). Но в крайней надобности, если бы, например, оставленные для литургии просфоры оказались негодными к совершению Таинства, а служить необходимо было бы во что бы то ни стало, особенно, например, если бы были нуждающиеся в причащении, или потребовалось бы служить в большие праздники, среди огромного стечения народа, и при этом освященные на всенощном бдении просфоры были бы вполне пригодны для священнодействия, то священник может взять одну из них для Св. Агнца, и служить по обычаю.
Что касается такого случая, когда бы понадобилось изъять новый Агнец вместо прежнего, оказавшегося почему-либо не соответствующим своему назначению, после того, как из прочих, находящихся на лице, четырех просфор изъяты частицы в честь Божией Матери или девяти чинов, а также за живых и умерших, то ни в Уставе, ни в практике церковной вынимать Св. Агнец из этих последних просфор ни в каком случае не полагается.
Наконец, может быть и так, что по ошибке или по недостатку могут быть предложены для литургии просфоры без знамений, какие особенно у нас принято изготовлять в виде обыкновенных хлебов для всенощного бдения. Тогда, если нельзя будет отыскать просфор с надлежащими знамениями, священник может служить и на таковых. Только для этого он должен на каждой просфоре сделать копьем соответствующие знамения креста и затем остальное все совершать по Уставу, по обычаю" (Хойнацкий "О литургии", пар. 73-78).
В некоторых местах установился обычай предлагать за проскомидией шесть просфор, причем из шестой священник вынимает частицу за себя. Это основывается, вероятно, на указании некоторых старинных служебников (приблизительно — с митрополита Киевского Киприана), в которых шестая просфора назначалась для изъятия частицы за царя. В настоящее время, когда, по обычаю, принятому нашею Церковью, установлено служить на пяти просфорах, причем частицы за священноначалие и за "иже о власти суть", и служащего священника вынимаются из одной и той же просфоры, назначаемой для изъятия частицы за живых, т.е. из четвертой, предложение шестой просфоры представляется лишенным всякого основания (Ц.В., 1900 г., №29).

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...

Posted at 12:46 on 6/04/2014
Действия с проскомидийными просфорами

Чин проскомидии и все действия разрезывания и приготовления Св. Агнца и других частиц из пяти просфор точно указаны в служебнике. Просмотрим этот чин с уточнением некоторых разъяснительных деталей:
"Диакон возглашает негромко: "Благослови владыко!" Священник возвысив ум к Богу со благоговением произносит начальный возглас: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков".
Диакон ответствует: "Аминь".
Тогда вземлет священник левою рукою просфору 1-ю, в десной же руке держит большое копие и, знаменуя с ним трижды верху печати просфоры, тихо глаголет: "В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа" (трижды) — а затем уж водружает копие в десную (правую) страну печати и глаголет режа: "Яко овча на заколение ведеся".
( В Служебнике, в чине о приготовлении Агнца, нет указания на то, чтобы священник при троекратно произносимых словах: "В воспоминание Господа и Бога", водружал копие в самую просфору вверху печати, внизу, справа и слева, и делал крестообразный надрез с каждой стороны печати. Выражением: "знаменуяй с ним трижды верху печати просфоры", указывается, что знак креста нужно делать над печатью просфоры, а не на самой печати, что можно видеть из прибавления частицы "с" к слову "ним" (копием), которое в противном случае было бы неуместно; к тому же, если вонзать просфору вверху печати, снизу, справа и слева и притом крестовидно вонзать копие с каждой стороны печати, то значило бы делать — изображать знак креста на просфоре для Агнца не трижды, как предписывает Служебник, а четырежды (Р.д.с.п. 1886 г., №40).
Правая сторона печати по отношению к иерею будет с левой стороны, левая — с правой стороны. — Книзу св. Агнец вырезается пошире и больше; разрезается во всю просфору. — При крестовидном разрезывании следует резать достаточно, надрезывая и края верхней корки, для удобного раздробления
Агнца в свое время, но при этом должно стараться надрезать так, чтобы он не разбился (Ряз. Е. В. 1896 г., №16).
В левую же страну печати режа глаголет: "И яко агнец непорочен, прямо стригущого его безгласен, тако не отверзает уст своих".
В горнюю (верхнюю) же страну печати режа глаголет: "Во смирении его суд его взятся".
В дольнюю (нижнюю) страну печати режа глаголет: "Род же его кто исповесть".
( Крошки, образующаяся при изготовлении св. Агнца, следует присоединять к частицам, вынимаемым из других просфор; эти крошки ни в каком случае не могут иметь значения частей освященного Агнца или Тела Христова, так как отделились еще до освящения его, а сами не подлежат таинственному "пресуществлению", наравне с прочими частями, находящимися на дискосе вблизи Агнца (Ц.В. 1891 г., №5).
И диакон стоя с правой стороны жертвенника и взирая благоговейно на совершаемое Таинство, тихо глаголет при всяком надрезании, держа и орарь в руке: "Господу помолимся!"
Когда же священник влагает св. копие от косвенные страны просфоры, желая изъять Агнец, — диакон тихо про износит: "Возьми владыко!"
Иерей взымая Агнец от просфоры глаголет: "Яко вземлется от земли живот его" — и полагает оный на средину дискоса вниз печатию.
Диакон возглашает: "Пожри владыко!"
Иерей жрет Агнец, крестообразно делая надрез сверху вниз — тихо глаголет: "Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира".
Надрезая же справа к левой стороне вниз глаголет: "За мирский живот и спасение" .
( "Некоторые не прободают Агнца и даже не прикасаются к нему копием, а только издали указывают на него; это неправильно: должно непременно прободать Агнец, как это указано в Служебнике" (Булгаков, стр. 888).
Диакон говорит: "Прободи владыко".
Священник снова обратив Агнец вверх печатаю, прободая оный от себя в левую сторону — тихо глаголет: "Един от воин копием ребра его прободе" (и если иерей служит один без диакона, тогда благословив приготовленное "соединение", вливает тое в Чашу и глаголет:) "и абие изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его" .
И диакон в то время подъемлет ковш с "соединением" и, обратясь с тем к священнику, просит у него благословение глаголя: "Благослови владыко святое соединение".
Иерей, благословляя ковш с соединением, произносит знаменуя то: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!"
Диакон глаголет: "Аминь", и вливает соединение в Чашу" (Метод, стр. 11, 12).
Но в "Руководстве для сельских пастырей" указывается, что "после приготовления и прободения Св. Агнца диакон испрашивает у священника благословения на влитие в Потир вина, соединенного с водою, словами: "Благослови, владыко, святое соединение". На это предложение священник не произносит никаких ответных слов, а ограничивается одним благословением рукою" (Р.д.с.п. 1885 г., №3).
Священник же прием в руку вторую просфору с Богородичной монограммой, глаголет: "В честь и память Преблагословенные Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими Господи жертву сию в пренебесный Твой жертвенник".
И взем частицу из просфоры (внизу печати) полагает ее одесную ( По отношению к священнику с левой стороны Агнца.)Хлеба (Агнца), близ среды его, глаголя: "Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преукрашенна".
И прием третию просфору и, вынимая из нее частицу, глаголет: 1) "Честного славного пророка предтечи и крестителя Иоанна".
И изъятую из просфоры первую частицу полагает о левую сторону Святого Хлеба, творя той начало первого чина. 2) "Святых славных пророков, Моисея" и проч.
И взем частицу вторую, полагает ее доле первые благочинно. 3) "Святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла и прочих всех святых апостолов".
И так полагает третью частицу доле вторые, заканчивая первый чин. И затем глаголет: 4) "Иже о святых отец наших святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого" и проч.
И взем четвертую частицу и полагает ее близ первые частицы, творя ею начало второго (среднего) ряда. Продолжая далее, глаголет: 5) "Святого апостола первомученика Стефана" и проч.
Изъемлет пятую частицу и полагает ее доле первые в среднем ряде. И паки глаголет: 6) "Преподобных и Богоносных отец наших" и проч.
И взем шестую частицу полагает ее доле вторые в среднем ряде, и глаголет: 7) "Святых и чудотворцев бессребреников, Космы и Дамиана", и проч.
И взем седьмую частицу полагает ее верху, — творя ею начало третьего ряда. И глаголет: 8) "Святых и праведных Богоотец, Иоакима и Анну (и святого, имя рек, его-же есть день), и всех святых, их-же молитвами посети ны Боже".
И полагает осьмую частицу доле первые в третьем ряде. И паки, глаголет: 9) "Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого". (Если поется Литургия его). Если же поется Василия Великого Литургия, то того поминает, вынимая 9-ю частицу. Итак взем девятую частицу, полагает ее в конце третьего чина (ряда) во исполнение (Метод, стр. 13).
Девятичинная просфора обычно усвояется диакону, но нет оснований считать оную каким-то "материальным доходом" диакона особо (Ц.В., 1900 г., №11). "Правилами церковными девятичинной просфоре, сравнительно с остальными просфорами, никакого особого значения не усваивается" (Ц.В., 1905 г., №37).
Перечень просфор на Проскомидии:
1. Св. Агнец
2. Просфора
3. Просфора Девятичинная
4. Просфора за Живых
5. Просфора за Мертвых
Далее приводим порядок поминовения по служебнику еще "царского времени" на Руси, чтобы сохранить, так сказать, веяние той благодатной эпохи:
"И прием четвертую просфору, глаголет: "Помяни Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных; Святейший Правительствующий Синод, и Святейшия Православные Патриархи (и епископа местного)" и проч.
Изъяв же частицу, полагает ее доле Святого Хлеба. По сем поминает Императора и весь Царствующий Дом о здравии и о спасении.
И поминает, кого знает присных своих живых по имени; взымая же за каждое имя частицу, присовокупляет: "Помяни, Господи, раба Божия о здравии и о спасении (имя рек)".
И взем частицу, полагает ее доле Святого Хлеба. И прием пятую просфору, глаголет: "О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и благочестивых царей и благочестивых цариц, блаженных создателей святые обители сея (или святого храма сего)".
Изъяв же частицу, полагает ее доле тех прежних. Таже поминает рукоположившего его архиерея (если он почил о Господе) и других, кого хощет, усопших отец и братий по имени, произнося при каждом имени: "Помяни Господи раба Твоего (имя рек)". Помянув же своих присных, иерей вынимает частицу о всех уже почивших в надежде воскресения и полагая ее в ряде других, глаголет: "И всех в надежде воскресения, жизни вечные и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, человеколюбче Господи" (и взымает частицу).
И в конце всего иерей глаголет: "Помяни Господи и мое недостоинство, и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное" (и взымает частицу).
И вземлет частицу от заздравной просфоры, полагает ее в ряде других на дискос и присовокупляет (если служит с диаконом): "И помяни Господи сослужащого со мною священнодиакона (имя рек)".
И также вынимает о нем частицу от заздравной просфоры, полагает ее в ряд других на дискос.
Затем иерей прием губу, собирает на дискос частицы, находящиеся доле Святого Хлеба и прилегая их несколько, дабы при подъятии дискоса не просыпалось и не упало бы что от оных частиц на землю (Метод, стр. 14).

Православие и современность. Электронная библиотека

В. Лукьянов

Богослужебные заметки

© Holy Trinity Orthodox Mission

Продолжение следует...

  « Last Page  |  viewing results 11-20 of 49  |  Next Page »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму