Помощь  -  Правила  -  Контакты

    
Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 21-30 из 52  |  Следующая страница »
Размещено 10:56 4/10/2010
Тайная Вечеря (Ин. 13, 14, 15, 16)

После Входа во Иерусалим, в Четверг, Господь Иисус Христос совершил с Своими учениками Тайную Вечерю. Чтобы научить нас смирению, Господь умыл ноги своим ученикам, а потом установил таинство Святого Причащения Пречистого Тела Своего и Пречистой Крови Своей, чтобы верующие в Него были причастниками Жизни вечной. На этой же Вечери Господь предсказал о Своем предателе, сказав ученикам: "Один из вас предаст Меня", и дал понять, что предателем Его будет Иуда Искариотский. Предсказывая о Своих страданиях и смерти, Господь говорил ученикам; "Да не смущается сердце ваше (т.е. не скорбите), Я не оставлю вас сиротами, Я умолю Отца и даст вам Духа Утешителя. Он будет с вами вовек и наставит вас на всякую истину".

Урок 15. Осуждение Господа на смерть (Мф. 26, 39 - 66. 27, 1 - 26; Ин. 17, 18, 19)

После Тайной Вечери Господь Иисус Христос удалился в сад Гефсиманский близ Иерусалима и там молился. В это время Иуда Искариотский предал своего Учителя. Ночью он пришел к Иисусу с воинами и, дав им знак, "кого поцелую, того берите", поцеловал Господа. Воины взяли Иисуса и повели Его к судьям. Судили Господа первосвященники и старцы. Они завидовали Иисусу Христу, что народ любил Его более, нежели их, и осудили Его на смерть за то, что Он называл Себя Сыном Божиим. Требовалось, чтобы осуждение это было утверждено начальником страны, которым в то время был Пилат.

Никакой вины в Иисусе Христе не нашел Пилат и хотел отпустить Его, но иудеи, наученные первосвященниками и старцами, требовали смерти Его и кричали: "Распни Его! да будет распят!" Тогда Пилат умыл руки свои пред народом, показывая этим, что он невиновен в смерти Праведника, и предал им Иисуса Христа на распятие.

Урок 16. Страдания Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 27, 28 - 50; Лк. 23, 34 – 43)

Враги Господа Иисуса Христа насмехались над Ним, плевали Ему в лицо, надевали на главу Его терновый (колючий) венец, били Его и наконец распяли Его вместе с двумя разбойниками: железными гвоздями они прибили ко кресту Его пречистые руки и ноги. Ни в чем не повинный, безгрешный Страдалец все перенес, все претерпел. Он, Милосердый, Сам даже просил у Отца Небесного прощения Своим мучителям: "Отче, — молился Он, — прости им! Они не знают, что делают". Один из разбойников, распятых со Христом, хулил Господа, а другой молился Ему, говоря: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" Молитва разбойника угодна была Господу. Он простил ему его тяжкие грехи, сказав: "Ныне же будешь со Мною в раю".

Каждый из нас, несомненно, желал бы прощения грехов и райского блаженства; пусть же каждый из нас умоляет Господа словами разбойника: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем".

Размещено 10:57 4/10/2010
Учение Господне (Мф. 22, 37 - 39; Мк. 12, 30 – 31)

После крещения Господь Иисус Христос более трех лет проповедовал миру свое спасительное учение. Он учил, что должно любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением и ближнего любить как самого себя, учил, как людям должно достигать Царства Небесного. Милосердый к бедным, больным, несчастным, Господь исцелял всякие болезни в людях, изгонял злых духов и людей учил быть милосердыми ко всем. Сын Божий и Царь всего мира, Он был образцом кротости и смирения, Сам служил людям и людей учил быть кроткими и смиренными. Господь Иисус Христос очень любил малых детей, благословлял их и говорил: "Таковых есть Царство Небесное", а народу говорил: "Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". Мф. 18, 3. 19, 14.

Урок 12. Преображение Господне (Мф. 17, 1 - 8; МК. 9, 2 – 9)

Однажды Господь Иисус Христос взошел на гору Фавор помолиться. Вместе с Ним взошли и три Его ученика: Петр, Иаков и Иоанн. Когда Господь молился, ученики уснули. Проснувшись, они увидели, что лицо Иисуса Христа сияет, как солнце, одежды Его белы, как снег, с Ним беседуют пророки Моисей и Илия. Ученик Господень Петр в великой радости воскликнул: "Господи, хорошо нам здесь! Если хочешь, сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". В это время светлое облако осенило их и послышался с неба голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!" Испугались ученики и в страхе упали на землю. Когда они поднялись, то уже никого не видели, кроме Иисуса Христа, Который был пред ними в обыкновенном виде.

Это событие называется "Преображением Господним". Господь показал ученикам Свою божественную славу, чтобы укрепить веру их. Радуясь славе Господней, мы торжественно празднуем это событие 6-го августа (Старый стиль).

Урок 13. Вход Господень в Иерусалим (Мф. 26, 2 - 16; Лк. 19, 30 – 38)

Пред праздником Пасхи совершился торжественный вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим. Недалеко от Иерусалима, близ горы Елеонской, ученики, по повелению Господа, привели к Нему осленка с ослицею и покрыли его своими одеждами. Господь воссел на осленка и направился к Иерусалиму. Впереди и сзади Господа шло великое множество народа. Все смотрели на Иисуса как на Царя и оказывали Ему царские почести: одни постилали по дороге одежды, другие бросали пальмовые ветви, иные держали ветви в руках и радостно все восклицали: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядый во Имя Господне! Царь Израилев!"

Когда Господь входил в самый город, то народ, и даже малые дети, с таким восторгом восклицали: "Осанна Царь Израилев!", что весь город пришел в движение. Вход Господень во Иерусалим мы радостно празднуем в Вербное воскресенье. В этот праздник мы стоим в церкви с вербою в руках и со свечами. Ветви вербы и горящие свечи означают радость нашего сердца.

Размещено 10:58 4/10/2010
Рождество Христово(Лк, 2, I - 16. 21)

Наступило время родиться Сыну Божию. Царь римский, который тогда владел и еврейским народом, приказал переписать всех людей, ему подвластных. Для этого каждый житель должен был записаться в своем родовом месте, откуда происходили его предки. Пресвятая Дева Мария и Иосиф жили в городе Назарете, а предки их были из Давидова города Вифлеема; в Вифлеем и пошли они записаться. Пришедши в город, они не нашли себе приюта в нем. Там было много народа, Иосиф же и Мария были люди бедные. Они остановились в пещере близ города, недалеко оттого места, где пастухи пасли свои стада. В пещере от Пресвятой Девы Марии родился Сын Божий, Спаситель. Пресвятая Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли. Когда родился Сын Божий, вдруг предстал пастухам Ангел Господень и слава Господня осияла их. Пастухи испугались, но Ангел Божий сказал им: "Не бойтесь! Я вам возвещаю великую радость, которая будет всем людям: в городе Давидове родился Спаситель Христос. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Затем на небесах явилось множество Ангелов, которые пели: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!"

Пастухи говорили между собою: "Пойдем посмотрим, что случилось", пошли, нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились родившемуся Сыну Божию. В восьмой день Младенец был обрезан по закону и дано было ему имя Иисус, что значит Спаситель.

Рождество Христово событие спасительное и радостное для всех людей. Оно светло и радостно празднуется Святою Церковью 25-го декабря (Старый стиль). Мы слышим тогда пение: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...", т.е. "Рождество Христово просветило мир светом истинного разумения", и еще слышим: "Христос рождается, — славите, Христос с небес — срящите...", т.е. встречайте. Вместе со Святою Православною Церковью, как дети ее, будем и мы всегда радостно встречать и благочестиво праздновать светлый день Рождества Христова.

Урок 9. Сретение Господне (Лк. 2, 22 – 38)

У евреев был закон — первого новорожденного младенца мужского пола в 40-й день приносить во храм, приносить за него и жертву Богу. Пресвятая Дева Мария в 40-й день по рождении принесла Младенца Иисуса во храм, а с ним вместе и жертву — молодых голубей. В то время жил в Иерусалиме благочестивый старец Симеон. Бог обещал ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит обещанного Спасителя мира. Старец Симеон, по внушению Божию, пришел в храм в то время, когда в него входила Матерь Божия с Младенцем Иисусом. Он встретил Божественного Младенца, взял Его на руки и сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое...", т.е. "Господи, теперь я могу спокойно умереть, потому что глаза мои увидели Спасителя". Симеон назвал Младенца Иисуса светом для язычников и славою Израиля. Тут же была престарелая вдова, благочестивая Анна пророчица. Она тоже говорила о Младенце, что Он есть Спаситель мира. Это событие называется "Сретением Господним", Старец Симеон радостно встретил Младенца Иисуса во храме, радостно встречает и празднует и Святая Церковь день Сретения Господня 2-го февраля (Старый стиль).

Урок 10. Крещение Господне (Мф. 3, 2. 13 - 17; Ин. 1, 27. 29 – 34)

Святой Иоанн, Пророк, Предтеча и Креститель, был на полгода старше Господа Иисуса Христа. Когда Иоанну исполнилось 30 лет, он начал проповедовать народу: "Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное. Идет в мир Сын Божий, Спаситель". Кто каялся во грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордане. Много народа приходило к Иоанну слушать его проповедь, и многие принимали от него крещение. Пришел к нему креститься и Господь наш Иисус Христос. Иоанн знал, что Иисус Христос безгрешен и потому отказывался крестить Его, говоря; "Мне надобно креститься от Тебя, Ты ли приходишь ко мне?" Но Иисус Христос отвечал ему: "Оставь теперь, нам нужно исполнить всякую правду". Тогда Иоанн не противился более и крестил Господа во Иордане. Когда Иисус выходил из воды, отверзлись небеса, Дух Божий сошел на Него в виде голубя и слышен был с неба голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!"

Крещение Господне есть событие радостное для людей, как начало нашего крещения, установленного Самим Господом. Это событие Святая Церковь торжественно празднует 6-го января (Старый стиль), причем мы ходим с крестным ходом на реку, называя это "хождением на Иордан". Праздником Крещения, а особенно крестным ходом, мы вспоминаем, как Господь Спаситель ходил на Иордан и принимал крещение. Называем мы этот праздник и Богоявлением, потому что во время крещения Господня все Три Лица Пресвятой Троицы явились миру: Бог Отец — голосом с неба. Сын Божий принимал крещение. Дух Святой сходил на Него в виде голубя.

Размещено 10:58 4/10/2010
Рождество Пресвятой Богородицы

Когда приближалось время пришествия на землю Сына Божия, жили тогда в народе еврейском праведные люди Иоаким и Анна. Они были очень благочестивы и Богу угодны; дожили до старости, а детей не имели и очень скорбели об этом. Они усердно молили Бога, чтобы родилось у них дитя, и обещали отдать это дитя на служение Богу. Бог услышал молитву праведников, и родилась у них Дочь, Которую они назвали Мариею. Мария, пришедши в возраст, удостоилась быть Матерью Сына Божия, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Рождество Девы Марии доставило радость всей вселенной, и мы, православные христиане, радостно празднуем этот святой день 8-го сентября. (Даты приведены по старому стилю.) Святая Церковь поет в этот день такую песнь:

"Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш..." Тропарь.

Урок 6. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Пресвятой Марии исполнилось три года, родители Ее Иоаким и Анна, помня данное Богу обещание, повели Ее во святой храм. Пресвятая Мария шла с радостью. Сродники и девицы провожали Ее со свечами и пением священных песен, а первосвященник встретил Ее при входе в храм. Дух Святой открыл первосвященнику, что Мария будет святейшею из всех людей, и он ввел Ее во святое святых, ту часть храма, куда мог входить только один он и то однажды в год. Дева Мария осталась жить при храме. Мы празднуем день Введения во храм Пресвятой Богородицы, как светлый и радостный праздник, 21-го ноября. (Старый стиль.) Святая Дева Мария с радостью шла в храм Божий и свято жила в нем; с радостью и мы должны ходить в наш святой храм и благоговейно и усердно молиться в нем.

Урок 7. Благовещение Пресвятой Богородицы (Лк 1, 28 — 35)

Пресвятая Дева Мария жила при храме до четырнадцатилетнего возраста. Родители Ее умерли. Священники хотели отдать Марию замуж, но Она сказала им, что дала Богу обещание навсегда остаться Девою. Тогда священники обручили Ее праведному старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее. Иосиф был плотником и жил в городе Назарете, в его доме стала жить и Пресвятая Дева Мария. Однажды Она читала Священное Писание; вдруг явился перед Ней Архангел Гавриил и сказал; "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!" Пресвятая Дева Мария смутилась. "Не бойся, Мария, — продолжал Архангел, — Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Вышнего... и Царству Его не будет конца". Мария сказала: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Архангел отвечал: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя, и потому рождаемое Святое назовется Сыном Божиим". Тогда Мария сказала: "Я Раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее Архангел.

Это радостное событие называется "Благовещение Пресвятой Богородицы", т.е. благою или радостною вестью о том, что от Пресвятой Девы родится Сын Божий, Спаситель мира. Поистине, весть эта радостна всем людям как начало нашего спасения. В праздник Благовещения мы слышим в церкви пение: "Днесь спасения нашего главизна", т.е. ныне начало нашего спасения, и еще мы слышим слова: "Радуйся, Благодатная!" Пресвятая Дева радовалась, и весь мир радуется Благовещению, с великой радостью и мы всегда будем встречать и провожать святой день Благовещения 25-го марта. (Старый стиль). Всегда будем возносить молитву ко Пресвятой Богородице, составленную из слов приветствия Архангела: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".

Размещено 10:59 4/10/2010
После грехопадения люди стали жить вне рая. Первый грех повредил всю их природу. У них явилась наклонность ко грехам, а от грехов болезни и смерть. От грешных людей стали рождаться грешные дети. По мере того как умножались люди, умножались и грехи между людьми и отдаляли их от Бога.

Но, несмотря на греховность людей, Бог не лишал их совсем Своей милости. Он наказывал их за грехи, но Он же хранил между ними истинную веру, повторял им обещания о Спасителе и приготовлял их к принятию Его.

Когда люди стали весьма нечестивы, Правосудный Бог наказал их всемирным потопом, но Он же, Милосердый, сохранил в ковчеге праведного Ноя с семейством его для продолжения рода человеческого.

Когда после потопа люди разошлись по земле и забыли истинного Бога, Бог избрал благочестивого мужа Авраама, чтобы в его потомстве сохранялись истинная вера и обещания о Спасителе. Сын Авраама Исаак, внук его Иаков и дети Иакова были праотцами народа еврейского, — избранного народа Божия.

Впадал в несчастие и избранный Божий народ, и Бог наказывал его праведным гневом Своим, но не переставал и беречь его, время от времени воздвигая в нем великих и святых мужей. Эти мужи назывались пророками. Они возвещали людям волю Божию, предсказывали будущее, нечестивых строго обличали и угрожали им гневом Божиим, а благочестивых утешали надеждою на пришествие Спасителя.

Через пророка Моисея Бог дал людям Свой Божественный Закон — десять заповедей, как любить и почитать истинного Бога и как любшъ ближних.

Пророк и царь Давид был особый избранник Божий, которому было обещано, что его потомком будет Спаситель мира; в его книге — Псалтири — предсказано о страданиях, смерти и воскресении Сына Божия.

Пророк Божий Илия был великий ревнитель славы Божией и строгий обличитель нечестия. Бог прославил его, взяв живым на небо на огненной колеснице.

Пророк Божий Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы и будет преисполнен величайших даров Божиих. Предсказали пророки и о том, когда именно придет Спаситель, где Он родится и о других обстоятельствах Его служения роду человеческому.

От сотворения мира прошло пять с половиной тысяч лет. Нечестие народов к этому времени достигло крайней степени; почти все народы поклонялись идолам. Благочестивые люди избранного народа Божия только и утешались надеждою, что скоро придет Спаситель мира, и с нетерпением ожидали Его явления.

Наконец исполнилось то время, когда, по определению предвечного совета Божия, надлежало явиться на землю обещанному Спасителю мира. Для спасения людей Сын Божий сошел с неба на землю, принял плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделался Человеком (3 чл. Сим. веры), не переставая быть Богом. Великий Пророк Божий и Предтеча Иоанн явился прежде Сына Божия, приготовляя к достойному принятию Его всех, с верою ожидавших обещанного Спасителя. Он проповедовал народу, говоря: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное; приготовьте путь Господу!" Мф. 3, 2 — 3, а указывая на грядущего Иисуса Христа, говорил: "Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира". Ин. 1, 22.

Размещено 11:00 4/10/2010
Сотворение мира и человека (Быт. 1,1 – 27; 2,23)

Бог сотворил мир из ничего словом Своим. В начале Бог сотворил небо и землю. Под небом разумеются Ангелы, под землею — неустроенный видимый мир, который и устроил Бог в шесть дней.

В первый день Бог сказал: "Да будет свет", и стал свет. Во второй день Бог сказал: "Да будет твердь", и явилась твердь, или видимое небо. В третий день Бог сказал: "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша", и явилась суша с растениями, а по местам — моря, озера, реки. В четвертый день Бог сказал: "Да будут светила на тверди небесной", и явились солнце, луна и звезды. В пятый день Бог сказал: "Да произведет вода пресмыкающихся... и птицы да полетят над землею", и явились рыбы в водах и птицы в воздухе. В шестой день Бог сказал: "Да произведет земли— скотов, и гадов, и зверей", и явились животные земные. После того Бог сказал; "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию". И сотворил Бог человека: тело его Он создал из земли, а в лицо вдунул душу бессмертную, разумную и свободную, и стал человек живым. Имя первого человека было Адам. Потом сказал Господь: "Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему". И навел Господь на Адама крепкий сон, взял одно ребро его и из ребра создал жену.

Проснулся Адам, увидел жену и сказал: "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою". Имя первой жены было Ева. Бог благословил первых людей. После того посмотрел Бог на весь мир, который Он сотворил, и увидел, что он прекрасен. Бог не стал творить новых тварей и стал управлять миром, чтобы в нем был порядок, чтобы каждое творение исполняло назначение и прославляло бы Творца.

Седьмой день Бог назвал "суббота", т.е. покой или отдых, и повелел людям почитать седьмой день как день святой. Сотворение мира есть великое чудо Божие. Когда мы вспоминаем о сотворении мира, сердце прославляет Творпа и Вседержителя Господа, как прославлял Его Псалмопевец; "Благослови, душа моя. Господа!.. Все премудро Ты сотворил!.. Слава Господу, сотворившему все!" Пс. 103, 1. 24; церк. п.

Урок 2. Блаженство первых людей (Быт. 2, 8 - 17)

Первые люди Адам и Ева жили в раю и блаженствовали. Они не имели ни в чем нужды, даже и в одежде, поелику были невинны и чисты, как дети, не знали болезней, никаких огорчений, никаких несчастий; они часто беседовали с Богом и постоянно радовались. Не боялись и смерти первые люди, потому что в раю было дерево, называемое "древо жизни", плодами которого питаясь, они никогда бы не умерли, но вечно жили бы телом. Занятием первых людей было возделывать и хранить рай — прекрасный Божий сад, в котором были всякие деревья, а на них плоды прекрасные и вкусные. Адам и Ева ели плоды со всех деревьев рая кроме одного дерева, которое было посреди рая и называлось "древо познания добра и зла". Об этом дереве Бог сказал человеку: "Не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь, смертию умрешь".

Урок 3. Грехопадение первых людей и обетование о Спасителе (Быт. 3, 1 – 24)

Прежде сотворения видимого мира Бог сотворил мир невидимый Ангелов. Один из светлых Ангелов возгордился перед Богом, захотел быть равным своему Творцу; за то Бог удалил его с неба, и стал он темным и злым духом,— его называют диаволом. За ним пали с неба его сообщники, которые также стали темными и злыми духами,—их называют бесами.

Позавидовал диавол людям, что они блаженствуют в раю, и задумал соблазнить их на грех. Он хотел, чтобы Бог прогневался на людей и удалил бы их от Себя, чтобы люди мучались вечно, как мучаются они — злые духи.

Однажды Ева проходила по раю и остановилась перед запретным деревом. В эту минуту змий, в которого вошел обольстительный диавол, спросил ее: "Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев рая?" Жена ответила: "Мы едим со всех деревьев, только не едим с одного этого дерева. Бог сказал: не ешьте, чтобы не умереть". Змий сказал: "Не умрете, но как только вкусите, будете, как боги, знающие добро и зло", Ева соблазнилась словами змия; захотелось ей знать добро и зло, она сорвала - плод с запрещенного дерева и ела, потом дала Адаму, и он ел.

Как только вкусили Адам и Ева запрещенного плода, они увидели, что они наги, и почувствовали стыд и страх. Они сорвали листья с дерева и ими закрыли свою наготу. Слышат они, ходит по раю Господь; раньше они радостно встретили бы Господа, теперь же спрятались от Него за дерево.

— Адам, где ты? — спросил Господь.
— Я наг,— ответил Адам,— убоялся Тебя и скрылся.
— Кто ж тебе сказал, что ты наг? — спросил Господь,— Не вкусил ли ты запрещенного плода?
— Жена, которую Ты мне дал, соблазнила меня, — сказал Адам.
— Что ты это сделала? — спросил Господь жену.
— Змий меня соблазнил,— ответила Ева.

Так согрешили первые люди. Вместо того чтобы покаяться во грехе и просить у Бога прощения, грешники слагали вину один на другого. Бог прогневался на согрешивших людей и изрек на них Свой праведный суд.

Бог сказал Адаму: "Проклята земля за тебя; в поте лица (т.е. тяжелыми трудами) ты будешь доставать себе пропитание до тех пор, пока не умрешь. Ты земля, в землю и пойдешь". Жене Бог сказал: "В болезнях ты будешь рождать детей и будешь под властаю у мужа". Змию и диаволу Бог сказал: "Проклят ты пред всеми животными; родится от Жены Потомок, Который сотрет главу твою, победит тебя". Этими последними словами, в которых заключалось обещание о Спасителе мира, Милосердый Господь дал людям надежду на спасение.

После того Господь изгнал Адама и Еву из рая и поставил во вратах рая Херувима с пламенным мечом, чтобы он не пускал грешников в рай.

Размещено 11:02 4/10/2010
Закон Божий в Воскресной школе

Коллектив педагогов Воскресной школы при храме Богоявления
Концепция курса

Целью курса "Закон Божий" является воспитание в учащихся Воскресной школы твердых навыков благочестия, необходимых им в дальнейшем для ведения самостоятельной богоугодной жизни.

Благочестие, т.е. истинное богопочтение, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле, предполагает правильную веру в Бога, надежду на Его промышление, знание и исполнение Его заповедей, осмысленное участие в церковном богослужении и освящающих таинствах, наконец (и главное), знание и навык частной молитвы. Главная роль в воспитании благочестия принадлежит богослужению – общественному и частному. Это предполагает, по С.И.Ширскому ("О преподавании Закона Божия"), развитие в учениках внешнего и трех степеней внутреннего благочестия:
внимания к словам и действиям богослужения;
понимания слов и действий богослужения;
полного душевного сочувствия богослужению.

Чтобы достичь цели преподавания – тщательного приучения детей к повседневному исполнению Закона Божия, необходимо:
1. утвердить в душе ученика основные, начальные истины веры и главные, существенные правила христианской жизни (предмет "Катихизис");

2. наполнить душу ученика наглядными представлениями из духовно-нравственного мира для возбуждения религиозного чувства и разъяснения катехизического учения (предмет "Священная история");

3. возбудить в душе ученика потребность общения с Богом посредством разумной молитвы (предмет "Объяснение молитв");

4. расположить душу ученика к благоговейному участию в церковном богослужении, т.е. образовать и настроить ее так, чтобы учащийся присутствовал за церковными службами со вниманием, с пониманием и с полным сердечным участием (предмет "Объяснение богослужения").

Таким образом, Закон Божий предполагается изучать через четыре взаимосвязанных предмета:
1. Священная история;
2. Катихизис;
3. Объяснение молитв;
4. Объяснение богослужения.

В связи с возрастными особенностями учащихся курс "Закона Божия" разбит на три потока: младший, средний и старший. В методическом отношении целью преподавания является:

I. на младшем потоке – развитие внимания через выработку наглядных представлений, связанных с церковным благочестием, и приучение к соблюдению внешнего благочестия;

II. на среднем потоке – выработка основных понятий и правил внутреннего благочестия через разъяснение смысла и значения основных событий Священной истории и катехизических истин, церковных молитв и богослужебных действий;

III. на старшем потоке – воспитание любви к церковному благочестию через установление взаимосвязи основных понятий и выработку твердого навыка в исполнении важнейших обязанностей православного христианина.

Главной темой преподавания на первом (младшем) потоке является тема встречи с Богом, раскрываемая наглядно через изучение двунадесятых и чтимых праздников Церкви и благочестивых обычаев их семейного проведения. Содержание четырех предметов излагается на младшем потоке смешанно, с привязкой к изучению Церковных праздников, что призвано обеспечить наглядность подачи вероучительного и богослужебного материала.

На втором (среднем) потоке раскрывается понятие богообщения. Главным предметом считается Священная история, в которой излагаются события, раскрывающие исторические формы общения человека с Богом (Завет Бога с человеком). Остальные предметы раскрывают основные вероучительные и богослужебные понятия, связанные с основной темой.

На третьем (старшем) потоке основной темой является любовь к Богу. Главным предметом считается катихизис, так как любовь к Богу предполагает правильную веру в Него, надежду на Его промышление, знание и исполнение Его заповедей. Материал по Священной истории призван раскрыть понятие любви к Богу на священно-историческом материале. В связи с этим в основу предмета положено изучение паремий и чтений из Апостола и Евангелия на двунадесятые и чтимые праздники.

Программы курса рассчитаны на 9 лет, по три года на каждом потоке. В программах реализован принцип расширяющихся концентрических кругов: основной материал повторяется каждый год в рамках каждого потока с углублением и расширением от одного потока к другому. Раздельное преподавание четырех предметов курса на среднем и старшем потоках призвано обеспечить целостность восприятия материала. На младшем потоке мы, однако, отказываемся от требования цельности в пользу наглядности изложения материала, необходимой для младших школьников.

Итоговые навыки благочестия
Внешнее благочестие

1. Знание правил поведения в храме, семье и обществе, правил приготовления себя к церковным (двунадесятым) праздникам и постам и правил проведения праздников и постов.

2. Знание основных обязанностей православного человека: по отношению к Богу, к священнослужителям, к родителям и начальствующим, к детям и подвластным людям.

Внутреннее благочестие
Священная история

1. Знание основных прообразов Спасителя и Божией Матери.
2. Знание основных пророчеств о Спасителе и Божией Матери.
3. Знание примеров благочестия и молитвенного обращения к Богу.
4. Знание примеров встречи с Богом и богообщения.
5. Умение применить притчи Спасителя в жизненных обстоятельствах.
6. Знание особенностей подвига ликов святых.
7. Умение указать место воспоминаний о событиях Священной истории в чинах Всенощного бдения и Литургии.

Катихизис

1. Знание догматов: о Св. Троице, о Боговоплощении, об Искуплении, о Церкви и Таинствах, умение обосновать их текстом Священного Писания и указать их роль в богослужении.
2. Знание наизусть Заповедей блаженства и Заповедей закона.

Объяснение молитв

1. Знание наизусть основных молитв из утреннего и вечернего правила, грамотное и осмысленное чтение всего правила.
2. Грамотное и осмысленное чтение правила ко Св. Причащению (канонов и Последования) и благодарственных молитв.
3. Знание наизусть молитв, читаемых по случаю основных жизненных нужд: испрашивание благословения на дело, благодарение за благодеяние, о живых, болящих, усопших, во время опасности, об умножении любви.

Объяснение богослужения

1. Знание чинов воскресной Всенощной и Литургии, грамотное и осмысленное чтение избранных молитв из вечерни и утрени, знание наизусть 50-го и 90-го псалмов, молитвы "Верую, Господи, и исповедую…", "Вечери Твоея тайныя…".
2. Двунадесятые праздники: знание наизусть тропарей и величаний, умение грамотно прочитать кондаки, умение пользоваться Праздничной Минеей (найти тропарь, кондак, паремии), прочитать и объяснить смысл паремийных, Апостольских и Евангельских чтений.
3. Великий пост и Пасха Христова: знание наизусть великопостной молитвы св. Ефрема Сирина, тропаря и кондака Св. Пасхи, умение грамотно прочитать ирмосы Великого канона, канона на утрени в Великую субботу, пасхального канона и пасхальные часы.
4. Знание главных богослужебных особенностей двунадесятых праздников, праздников времени Постной и Цветной Триоди.

Примечания

1) Знание материала проверяется по умению рассказать его.
2) Если требуется выучить текст наизусть, а ученик не может этого, следует добиваться свободного чтения и пения в хоре (для молитв и тропарей). Следует добиваться, однако, твердого знания наизусть самых необходимых и кратких молитв.

Общий почасовой план

При расчете времени полагаем 15 занятий в год по 2 часа. Всего – 30 учебных часов в год. За 9 лет – 280 учебных часов.

Литература

Литература для учащихся

1. Закон Божий для самых маленьких. Текст С. Куломзина. «Паломник», 1997.
2. Учебник по Закону Божию. Для 1-3 годов обучения церковно-приходских школ. «Светоч», Набережные челны, 1996.
3. Прот. С.Слободский. Закон Божий для семьи и школы. – М., 1990.
4. Закон Божий: в 5 кн. – М.: Терра, 1991.
5. Свящ. Н.Антонов. Учебник богослужения. Храм Божий и церковные службы. СПб, 1912.

Учебно-методическая литература

1. Священная История в богослужении Православной Церкви. Учебное пособие для 9-го класса Православной гимназии. Составитель: прот. Г.Нефедов. М.: 1993.
2. Скабалланович. Кн. 1. Рождество Христово, кн. 2. Успение, Введение, Рождество Богородицы, кн. 3. О Пятидесятнице и Воздвижении Креста. Тр.-С.Л., 1995.
3. Ю.Рубан. Сретение Господне. СПб., 1994. Пасха Христова. Л., 1991. Благовещение. Л., 1991.
4. В.Ильин. Запечатанный Гроб. Пасха нетления. Тр.-С.Л.,1995.
5. Иерофей Влахос. Воскресение Христово. Киев, 1998.
6. Архиеп. Вениамин (Федченков). Небо на земле. М., 1994
7. Архиеп. Вениамин (Федченков). Молитва Господня. М., 1996.
8. Закон Божий: в 5 кн. – М.: Терра, 1991. Кн. 2.
9. Митрополит Иннокентий (Вениаминов). Указание пути в Царствие небесное.
10. Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о Вере и Церкви. – М., 1991.
11. Успенский. Катехизис в рассказах. Кн.1 - 3.
12. Прекрасный Божий мир. Пособие по церковному катехизису. М., 1996, перев. с греч.
13. Записки по предмету Закона Божиего. Репр. Киев, 1993.
14. Закон Божий. Изд. Сретенского монастыря.
15. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. - С. Рябцев. М., 1995.
16. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993.

Справочная литература

1. Прот. Г.Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
2. Практическая Симфония для проповедников Слова Божия. Составитель прот. Г.Дьяченко. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
3. Новая скрижаль.
4. Прот. Г.Дебольский. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994.
5. А.Н.Муравьев. Письма о богослужении. Т.1 - 2, М.,1993.
6. Архим. Рафаил (Карелин). Великие христианские праздники. СПб., 1997.
7. Свящ. Г.Дьяченко. Общедоступные беседы о богослужении. Репр., М., 1898.
8. Архиеп. Иннокентий (Борисов). О великих Господских и Богородичных праздниках. Репр., 1990.
9. Учение о православном богослужении. Тр.-С.Л., репр., 1991.
10. Таинственный смысл символических священнодействий. Серафимо-Див. Мон., репр.
11. Н.Е.Пестов Современная практика православного благочестия. Книги 1 - 4. СПб., «САТИС», 1996.
12. Богословие иконы Православной Церкви. Л.А.Успенский. М., 1989.
13. Великие чудотворные. М., 1993. (о богородичных иконах)
14. Святыни Православной Москвы. - М., 1997.
15. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М., 1996.

I поток

Концепция программ I потока

Главной темой преподавания на первом (младшем) потоке является тема встречи с Богом, раскрываемая наглядно через изучение двунадесятых и чтимых праздников Церкви и благочестивых обычаев их семейного проведения.

Содержание четырех основных предметов излагается на младшем потоке смешанно, с привязкой к изучению Церковных праздников, что призвано обеспечить наглядность подачи вероучительного и богослужебного материала.

Вероучительные положения раскрываются в виде бесед при изучении праздников. Основные понятия изучаются во время соответствующих бесед, уточняются год за годом.

Важное место в усвоении материала на младшем потоке отводится наглядной практической работе и рукоделию. Практическая работа и результаты рукоделия могут проводиться как на занятиях, посвященных соответствующим праздникам, так и на отдельных занятиях, практические результаты рукоделия каждого из учеников собираются в отдельную папку и сохраняются для выставок в конце года и демонстрируются при переводе на II поток.

Праздники

Двунадесятые

1 год: Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово.

2 год: Сретение Господне. Богоявление. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Христово.

3 год: Вознесение Господне. День Святой Троицы. Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Креста Господня.

Великие и чтимые

1 год: Собор Архистратига Михаила. Владимирской иконы Божией Матери. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святителя Николая. Св. великомученика Георгия. Преподобного Сергия Радонежского.

2 год: Рождество св. Иоанна Предтечи. Иверской иконы Божией Матери. Св. равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Преподобного Серафима Саровского.

3 год: Пророка Илии. Св. апостолов Петра и Павла. День Покрова Пресвятой Богородицы. Казанской иконы Божией Матери. Святителя Алексия. Св. праведного Иоанна Кронштадского. Св. блаженной Ксении Петербургской.

Порядок изучения праздников

При рассмотрении каждого праздника изучаются:

1. Богослужение в праздник (в общем)
2. Цвет облачений
3. Икона праздника
4. Тропарь и величание – наизусть
5. Кондак – чтение
6. Чтение праздничного Евангелия
7. Поучительность праздника
8. Благочестивые обычаи, связанные с праздником
9. Встреча праздника дома
10. Семейные традиции встречи праздника

Обязательные экскурсии

Рождество Христово (1 год) – Храм Христа Спасителя
Воскресение Христово (2 год) – Новый Иерусалим
День Святой Троицы (3 год) – Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Вероучительные положения

Беседы

Встреча с Богом. Как мы должны встречать Бога.
Церковь – семья Божия. Из кого состоит Церковь.
Пресвятая Троица.
Господь Иисус Христос – Бог и Человек.
Господь Иисус Христос – Спаситель мира и Глава Церкви.
Св. Предание. Св. Писание. Св. Евангелие.
Благодать Божия. Святой Дух и Его благодатные дары.
Бог – Творец мира видимого и невидимого.
Св. Ангелы. Падшие духи. Ангел Хранитель. Св. Угодники Божии.
Божия Матерь. Помощь Божией Матери в жизни человека и народа.
Пророки. Покаяние.
Св. Апостолы. Св. Равноапостольные. Вера Отцов.
Святители. Священноначалие Церкви. Отцы Церкви.
Св. Мученики. Значение Мучеников в жизни Церкви. Что такое мученичество в нашей жизни.
Преподобные. Путь спасения – несение своего креста и следование за Христом.
Праведность. Праведные.
Юродивые. Что такое смирение, и как его приобрести.
Что такое пост. Значение поста и воздержания. Какие есть посты. Рождественский пост. Великий пост. Петров пост. Успенский пост. Однодневные посты.
Смысл человеческой жизни.
Грех и его последствия. Жизнь вечная.
Крест Господень в жизни человека.
Святыни. Икона. Иконописцы. Почитание икон. Почитание св. мощей.

Понятия

Благодать Божия. Богородица. Богочеловек. Грех. Жизнь вечная. Крест. Лица Пресвятой Троицы. Мир видимый и невидимый. Отцы Церкви. Падшие духи. Покаяние. Пост. Праведность. Пророк. Путь спасения. Св. Ангел Хранитель. Св. Ангелы. Св. Апостол. Св. Евангелие. Св. Икона. Св. Мощи. Св. Мученик. Св. Писание. Св. Праведный. Св. Предание. Св. Преподобный. Св. Угодники Божии. Св. Юродивый. Святитель. Святыня. Священноначалие Церкви. Смерть. Смирение. Смысл жизни. Спаситель. Творец. Христос. Церковь.

Практическая работа и результаты рукоделия

Рисунки на темы праздников
Рисунки храмов и священных предметов
Навыки работы с книгой
Обложка для Евангелия
Закладка для Евангелия или молитвослова
Рукописный молитвенник
Приготовления к праздничному столу на Рождество и Пасху
Украшения на Рождественскую елку
Сочинения с описанием праздников и паломнических поездок
Итоговый реферат о своем святом

Примечание

Для каждого ученика считается обязательным наличие тетради с записями занятий и домашними работами. В конце каждого года проводится конкурс на лучшую тетрадь.

Итоговые навыки богопочтения

1. Тропари и величания пройденных праздников – наизусть
2. Кондаки пройденных праздников – чтение
3. Праздничные Евангелия – чтение
4. Утреннее и вечернее правило (сокращенное) – наизусть
5. Избранные молитвы из вечерни и утрени – грамотно и осмысленно читать
6. Правила подготовки к исповеди и причастию, благодарственные молитвы по Святом Причащении – уметь найти и прочитать


Размещено 11:04 4/10/2010
Современная воскресная школа ставит новые проблемы перед приходами, всеми, кто так или иначе связан с просветительско-образовательной деятельностью Церкви. Воскресная школа в настоящее время является организацией с большими возможностями и перспективами. Ситуация сейчас такова, что внешкольная работа с детьми практически сведена к минимуму. Раньше эта работа, напротив, была поставлена широко и разнообразно – спорт, художественные кружки, танцевальные, театральные и многое-многое другое. В настоящее же время, когда и культурный уровень общества резко упал, и помощь, оказываемая семьям, крайне незначительна, и все более или менее интересные кружки являются платными, досуг ребенка оказывается ничем не заполненным. А для ребенка самое страшное – это безделье, свободное, ничем не занятое время. Поэтому воскресные школы наполняются очень быстро. Идут дети из семей среднего достатка, нуждающиеся в заполнении досуга. В воскресной школе дети имеют возможность общаться с грамотными преподавателями, с храмом, богослужением, с духовной жизнью. С этого надо начинать – брать как можно больше детей и формировать из них церковных детей, которые будут общаться с православными людьми и формировать под их воздействием свое мировоззрение, позицию в обществе.

Можно сказать, что воскресная школа – это школа дополнительного образования. Почему? Потому что основная, общеобразовательная школа не дает многое из того, что нужно дать ребенку как будущему члену общества, как христианину, как высоконравственному человеку. В воскресных школах есть такие предметы как Основы нравственности, Христианская этика, Традиции благочестия, отсутствующие в общеобразовательных школах. Воскресная школа вводит детей в мир национальной русской культуры и искусства, в историю своего Отечества, т.е. формирует у детей национально-патриотические чувства.

Вместе с тем думается, что воспитать православного человека можно занимаясь с ним даже английским языком. Важен не сам предмет, важна его подача детям, важна общая зависимость одного с другим, система преподавания, объединенная христианскими принципами жизни и человеческих отношений. Поэтому самая первая проблема воскресной школы – это проблема педагогических кадров. Детей набрать в школу легко, родители всегда рады, если с детьми занимаются, да еще и бесплатно. Проблема в том, чтобы набрать интересных, талантливых, незаурядных людей, которые будут общаться с детьми. Это первый вопрос школы – личность педагога. И не важно, с каким предметом он выходит к детям, важно общение с ним, так как именно в общении с ним формируется у детей православное мировоззрение, формируется жизненная позиция.

Наша цель - воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного и безынициативного человека, а сильную личность. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы наши дети были активными, творческими единицами общества, может быть даже лидерами. Надо ценить лидеров – педагогов, и воспитывать лидеров среди детей. О роли лидера среди подростков говорил Святейший Патриарх Алексий на Епархиальном собрании 2004 года. А у нас часто что получается? – детей учат бить поклоны, заучивать непонятные им молитвы, стоять по 3 часа в храме, а в результате мы получаем необразованных, забитых детей, не способных общаться с миром. Мы не адаптируем детей к миру. Чтобы их адаптировать, надо давать альтернативу того, что они видят в мире. И в этом отношении я присоединяюсь к позиции директора воскресной школы храма св. вмц. Ирины (см. Альманах “Открытый урок” № 3) Заходякиной Наталии Владимировны, которая говорила, что нам необходимо “вписать православно ориентированного ребенка в современный мир”. В альтернативу иллюзорным компьютерным играм – высоко художественный компьютерный дизайн, в альтернативу дискотекам – балы, где дети учатся красивым движениям, где существует этика и эстетика общения девочки с мальчиком. Мы должны приспособить наших детей к этому миру. Вот наша задача. Чем профессиональнее преподаватель – тем лучше для школы, а если он еще и духовный человек, это уже идеал. Нужна полнота личности в каждом, кто встает на занятиях перед детьми. Какие критерии педагога воскресной школы? – это человек, любящий детей, любящий свое дело, талантливый, обладающий полнотой личности. Часто в людях их таланты в миру не реализуются, творческие данные не находят выхода. Надо разглядывать на приходе людей ярких, незаурядных и давать возможность им реализовываться, и тогда человек будет неограниченно отдавать себя, притом безвозмездно. Мы стараемся находить людей в храме, иногда даже пенсионеров, пожилых, но остающихся творческими натурами, потому что все занятия в воскресной школе должны быть творческими, и дети должны быть окружены творческими людьми. Творчество – это труд, который имеет свой позитивный результат. Через творчество мы включаем ребенка в сотворчество. Не начетничеством, не запоминанием можно воспитать личность. Люди могут все знать, но быть духовно мертвыми. Воспламенить дух - вот самая главная задача воскресной школы. Можно дать ребенку хорошее образование, но он останется при этом злым и циничным. Необходимо комплексное отношение к ребенку, творческое отношение. Задача – отыскать творческие личности. Их много, нужно лишь выявить их и помочь раскрыться. Это важная работа, которую должен вести приход – брать верных, преданных людей из прихожан и формировать из них лидеров воскресной школы.

Если человека разглядеть, занять его делом, к которому он имеет талант, желание, создать ему условия для творчества, он способен работать самозабвенно. Все зависит от руководителя школы и его взаимодействия с настоятелем. Нужно иметь неистовое желание преобразовать мир. Если зерно не умрет – не даст жизни. Нужно каждый день умирать, чтобы детям дать жизнь. У нас ведь не только дети, но и семьи. Нужно огромное желание со стороны педагогов, чтобы изменить детей и родителей, которые относятся к школе довольно часто потребительски. Они не хотят ни дома заниматься, ни тем более в школе. Как организовать школу, чтобы не было потребителей, чтобы каждый реализовывал свои возможности и учился жить по христиански! В этом процессе нет мелочей. Более того, именно через, казалось бы, мелочи, можно с постоянством вести ребенка к самому главному. Играет ли малыш роль зайчика, сажает ли он кустик во дворе храма - он должен всегда оставаться человеком, который делает выбор - с Христом он или без него. И это не громкие слова, это духовная позиция человека, живущего в нецерковном мире. Человек всегда, каждую минуту делает выбор и мы, педагоги, должны следить за этим каждый момент. Вытер ли ребенок ноги, помыл ли посуду, вырастил цветочек –это все Закон Божий. Поделился ли он карандашом, не обиделся ли на случайную обиду, не нагрубил ли – все это Закон Божий. Ребенок все примеряет к себе, и его отношение к текущим событиям жизни в конечном счете становится отношением к Богу и церкви. Поэтому, повторю еще раз, - не важно, чем ребенок будет заниматься в воскресной школе. Главное – сформировать его жизненную позицию, главное, чтобы он стал христианином.

Отсюда вытекает следующий тезис – в процесс обучения в воскресной школе надо задействовать всех. Например, кто-то из прихода умеет хорошо шить – пусть учит детей кройки и шитью; кто-то умеет рисовать, кто-то любит ухаживать за садом, кто-то хорошо готовит, кто-то знает и может преподавать математику и т.д. - в воскресной школе пригодится все, лишь бы педагог горел своим делом, смог бы зажечь, вдохновить детей. Такой позиции придерживаются настоятели многих Московских храмов, например, мы читали в Альманахе “Открытый урок” № 3 про воскресную школу при Николо-Перервинской обители.

Самое страшное для воскресной школы - холодность и формализм. На это прежде всего обратил внимание Святейший Патриарх Алексий в выступлении на Епархиальном собрании 2004 г.: “ К сожалению, - сказал он, - в воскресных школах часто царит формализм, преподавание ведется сухо и никак не соотносится с реальной жизнью”. Поэтому наша задача – увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом, притом с искренней заинтересованностью со стороны педагога.

Воскресная школа кроме того обязательно должна иметь структуру и развитие школы должно стремиться к развитию структуры, где преподавателями будут созданы условия для внимательного и индивидуального отношения к ребенку. Школа не может быть случайным набором дисциплин, разрозненных, не связанных между собой общей структурой школы. Все предметы должны взаимодействовать друг с другом. Кроме того, подбор предметов и форма их преподавания непременно должны учитывать возраст ребенка. Если ему 3 годика – методика одна. Дальше – другая. Есть разные способы преподавания одного и того же предмета в зависимости от возраста детей. Мы стараемся соединить учебный процесс, образовательный и воспитательный. Поэтому в программе появляются индивидуальные задания и коллективные работы. Такой коллективной работой может быть спектакль, может быть стенгазета после паломнической поездки с сочинениями детей старшего и младшего возрастов, рисунков. Это может быть благоустройство двора. Здесь тоже нужен преподаватель, который учит их в это время общаться, терпеть неудобства, помогает явно или неявно привести работу к красивому результату.

Что является основным предметом в воскресной школе? Конечно, школа начинается со службы. Служба объясняет детям гораздо больше, чем Закон Божий, если службу впитывает человек ежедневно в течение многих лет. Поэтому первый урок воскресной школы – это богослужение. И опять начинается все с разной методики для разных возрастов. Малыши знают свою первую молитву - Отче наш. Их совсем необязательно заставлять выстаивать всю службу, пусть придут к пению Отче наш. Можно обратить внимание малыша на иконы, на процесс службы. . Для малыша это уже урок. Маленьких мы забираем сразу после причастия, избегая излишнего утомления детей. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что приход в храм – это праздник, маленькая Пасха, красивая одежда, хорошее поведение. Вот он, Закон Божий. И не столько важно, чтобы маленький ребенок сидел в классе и слушал, что такое закон Божий, сколько чувствовал , что Закон этот здесь, рядом с ним, в каждый момент, а в храме особенно. К старшим – другие требования, они должны уже понимать, что к службе нужно понуждение, нужно придти раньше, исповедываться, нужно внимательно стоять, не отвлекаясь, не бегая по храму и не разговаривая. Самые старшие по очереди идут в алтарь, кто-то стоит у подсвечников с родителями, кто-то идет на клирос. Не должно посещение храма стать обыденностью. И это тоже работа преподавателя и родителей. Мы дарим после причастия ребенку цветочек, чтобы день для него стал необыкновенным. Перед службой проводится пятиминутка для преподавателей, объясняется им, как они должны встретить детей.

Самое сложное, конечно, это работа с родителями, многие из которых воспринимают воскресную школу как камеру хранения. Наша задача - привлечь родителей к воспитанию детей, что, к сожалению, не может сделать общеобразовательная школа. Для родителей существуют беседы со священником, с психологом, но все же служба – это самый главный день учебы для всех, и детей и родителей и бабушек..

По нашему мнению, профилирующие предметы в школе – пение, рисование, если они правильно поставлены, а также природоведение (для малышей) - прикосновение к руке Творца через наблюдение за природой. Они должны уметь видеть красоту, которая их окружает, сначала красоту природы, а дальше – людей. Но это уже сложнее и потому позже. Рисование – это особая мастерская, где человек, не захлебываясь собственным творчеством, как бывает в светских изостудиях, раскрывает красоту окружающего мира. Требуется в воскресной школе особая методика преподавания рисования, максимально профессиональная. Это должна быть умная лаборатория наблюдения за природой. Если нет такого специалиста, - лучше заниматься прикладным творчеством, изучением народных промыслов. Такое рисование всегда привьет хороший вкус, научит видеть красоту природу и не имеет той ненужной свободы, которая часто превращает творчество в эмоциональный хаос. Под творчеством мы понимаем труд. А часто в рисовании бывает произвол, без анализа, без наблюдения, без рассматривания. Такое рисование может принести и вред. По нашему пониманию, в воскресной школе должен быть специфический подход к каждому предмету. Хореография – тоже профилирующий предмет. Скорбно видеть детей сгорбленных, без осанки, с быстро развивающимися заболеваниями позвоночника. У маленьких это будет ритмика, у старших – умение красиво двигаться, без современных модных искажений. Все это стороны православного воспитания, формирования красивой личности, в которой все должно быть по образу Творца. Тем более, что в старшем возрасте особенно нужна альтернатива, чтобы отвлечь подростков от дискотек.

Также требует особой методики и пение. Обучение пению идет по ступеням подготовки к участию в службе. Известно, что церковное пение не всегда бывает духовным. Все это хорошо знают на примере так называемых правых хоров. Поэтому надо не просто учить детей петь, но прививать духовное отношение к слову, тем более что в пользовании находится очень красивый церковно-славянский язык, в котором каждое слово имеет свой особый образ. Думается, что в круг музыкальных предметов должна войти, хотя бы кратко, история русской духовной музыки, чтобы познакомить детей с коренными церковными традициями пения в России, воспитать вкус, умение чувствовать нецерковную фальшь в том или ином музыкальном произведении. И так по отношению к каждому предмету воскресной школы.

Думается, что очень важно для воскресной школы заниматься с детьми русским традиционным фольклором в любых его проявлениях – народными песнями, танцами, игрой на народных инструментах, народным праздничными играми, хороводами и т.д. Почему? Потому что это оживляет в детях мысль о своей национальной культуре, о национальных традициях. Многие десятки лет общество воспитывало людей так, чтобы они забыли эти традиции, не дорожили ими. Но, как мы знаем, “народ, не помнящий своего прошлого, не может называться народом”.

В общеобразовательной школе большей частью нет никаких связей между предметами: каждый педагог ведет свою линию, выявляет свой профессиональный интерес и ставит свои профессиональные задачи. В воскресной школе все должно быть по другому - каждое занятие под светом Закона Божия, каждое дело, каждый поступок – по Евангельским заповедям. Обучение Закону Божию и Евангелию должно быть везде, всегда, каждую минуту – на уроках, в саду или во дворе, на трапезе, тем более - на службе. И тогда это станет не сухим запоминанием молитв, а органичной жизнью духа, который воспламенившись один раз, никогда не забудет этого и всегда будет стремиться к высокой и радостной духовной жизни.

Вдовина В.А,

бывший директор воскресной школы при

храме Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Размещено 11:05 4/10/2010
Воскресная школа – основа современной катехизации на приходе
Сегодня знать основы христианства хотят многие: некрещеные, утратившие веру и огромное число крещеных. Пройти кахетизацию (процесс просвещения, научения основам христианства) лучше всего в воскресной школе. О том, что она сегодня собой представляет, какие задачи перед собой ставит и каких результатов должна достигать, говорилось на секции «Церковно-приходская воскресная школа как ведущая форма катехизации на приходе» ХV Рождественских чтений.

В отличие от практики Древней Церкви, нынешняя кахетизация включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным таинствам уже крещеных. Главная ее задача сегодня – сделать сознательной жизнь воцерковляющихся. Чаще всего катехизация проводится на приходе в виде собеседования со священником. Это – первый шаг на пути жизни в Церкви. Но этот первый шаг не должен быть длящимся вечность. И потому после крещения христианин должен не ограничиваться только изучением основ веры, а продолжать образование, переходить к практической жизни внутри Церковного организма, поскольку «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Таким жизненным центром прихода, местом общения и общего дела для верующих в последнее время стала церковно-приходская воскресная школа.

В отличии от XIX века, когда в церковно-приходских школах учились только дети и это были обычные школы, в которых кроме Закона Божия преподавались дисциплины обычной светской образовательной программы, в наше время в воскресных школах учатся люди всех возрастов. А в отличие от современной светской, обучение в воскресной школе предполагает сообразование человека с образом Христовым, соответствующее духовно-нравственное воспитание.

Потому одной из главных задач воскресной школы является – дать знания, вдохновить каждого человека на жизнь в Церкви. А главной трудностью в создании воскресной школы является формализм и холодность.

Основой плодотворной деятельности воскресной школы является практикование индивидуального подхода к каждой возрастной группе.

По словам протоиерея Константина Островского, «взрослые сами способны читать и учиться». Конечно, для их образования могут читаться лекции на исторические, богословские и другие темы, но более важны исповедь, участие в литургии, общение с приходским священником, совместное с другими прихожанами дело.

Для детей же нужно, чтобы занятия были творческими, интересными, увлекательными. При этом они должны прививать знания. «Будет ли человек исполнять то, чему его научили, – тайна его свободы. Но мы должны его научить», – говорил иерей Георгий Каменев. Для этого важен системный подход: в зависимости от возраста рассказывать то, что дети уже способны воспринять; закреплять полученные знания твердыми навыками; переходя на следующий возрастной уровень, постоянно повторять уже пройденное. Актуальным является восстановление базовых человеческих категорий (например, человек, земля, отечество, дружба и др.), приучение детей к выражению своих мыслей на языке литературном, не редуцированном, привлечение к труду. А если занятия станут для них интересными, родители, слушая детей, будут сами входить в храм.

В ситуации демографического кризиса созидание здоровых полноценных семей особенно важно. По мнению психолога-консультанта центра «Живоносный источник» Ирины Машковой, «воскресная школа должна быть семейной и обучать тому, как строить христианскую семью и жить в ней». Такой опыт созидания духовно-здоровых семей у Церкви есть. И на него смотрят светские институты. «Наступило время социальных проектов, которые государство, используя церковный опыт, готово активно внедрять», – утверждает Мошкова.

Однако и церковным школам есть чему поучиться у светских, в первую очередь – управлению учебным процессом. Необходимо научиться правильно определять цель каждого учебного проекта, выбирать форму работы, проводить анализ и корректировку деятельности. В школе должны быть, помимо духовника, руководитель, методисты, организаторы и педагоги. У каждого есть своя роль и свои обязанности, и лучше, если все это будет заранее регламентировано.

Можно строить обучение в один год, можно – в три. Можно проводить культурно-просветительские, военно-патриотические, спортивные и другие мероприятия. Программ уже написано много, и, как отмечалось в ходе выступлений докладчиков, существует проблема технологии преподавания, а не выбора программ. «При школе могут быть и спортивные кружки, и танцевальные, и археологические. Лишь бы это детям было интересно, и помогало воцерковлению. Но нужны профессиональные преподаватели, труд которых должен быть оплачен, – сказал священник Константин Сопельников. – И не только программа обучения важна, но и профессионализм, духовный облик преподавателей».

Мало возвестить детям великие Истины, рассказать про базовые навыки благочестия, но сама вера в Бога должна определять их поступки. Потому с большим результатом проводятся «уроки-молебны», организованное причастие. Невозможно сочетать молитву с уроками, но, с другой стороны, Закону Божию можно учить через богослужения. Хотя бы потому, что молитва для ребенка – это средство быть честным. В этом мнении сходилось большинство участников встречи.

Отдельного подхода требуют подростки и молодежь. Им не нужны лекции по программе, они ждут ответов на острые вопросы. Для них важна сама среда общения, спортивные, туристические мероприятия, паломничества. В неформальной обстановке через дружескую беседу со сверстниками наставление в вере легче передается новоначальным. Руководитель молодежной группы должен быть способным адекватно интерпретировать происходящие в молодежной субкультуре события. Для молодежи постстуденческого возраста очень актуальным является поиск второй половины, создание долговечного супружеского союза, воспитание детей. Для них остается открытым вопрос: «Как построить семью на христианском фундаменте?».

Для всех вообще прихожан – важны общие дела. В воскресной школе через конкретные дела любви прихожане сближаются друг с другом и являют собой живое свидетельство христианской соборности. Глядя на них, и у новоначальных возникает желание тянуться ко Христу. И тогда, в зависимости от возраста и способностей каждого, для них в воскресной школе выбираются различные формы и методы катехизации. Цель же одна – воцерковление человека, единение в мире и любви в Теле Христовом.

Иван Пиковский

Размещено 00:52 21/10/2010
В продолжение темы предлагаю свою статью

О воскресной школе
Размышления православного мирянина.

Что такое воскресная школа, для чего она? Однозначно, она не может быть подобием обычной школы или ее продолжением. Современная школа, лишившая себя воспитательных функций и вставшая на путь формального информативного обучения, несет в себе нравственно разлагающие элементы. Другими словами, современная школа портит и уродует детей. В то же время воскресная школа не может быть копией воскресной школы дореволюционного времени - сейчас другое духовное, нравственное и социальное состояние общества. У современной воскресной школы сегодня свои совершенно особые задачи. Можно сказать так: она должна учить воскресению - воскресению в доброе, светлое, воскресению Бога в себе. То есть, название «Воскресная» несет сегодня другой смысл - обозначает не день занятий, а свое предназначение. И ни в коем случае она не может стать на путь фарисейства – книжного формального прохождения Закона Божьего. Необходимо отметить также и то обстоятельство, что копирование из общеобразовательной школы классно-урочной системы занятий не очень полезно для воскресной школы, так как использование формы надоевших и угнетающих школьных уроков вызывает у учащихся подсознательное негативное отношение ко всему, что им в такой форме преподносится, и восприятие материала происходит в искаженном виде. Необходимо находить свои формы занятий, как можно больше используя методы индивидуальной работы с воспитанниками и разговоры-диалоги с ними. Воскресная должна обязательно отличаться от обычной школы не только молитвами в начале и конце занятий, но в первую очередь своим духом, своей целостностью, своим отношением, своей главной направленностью на воспитание - воспитание духовное и нравственное и, исходя из этого своей особой формой и содержанием занятий. Воскресная школа не может стать продолжением обычной школы, но не может и противопоставить себя этой школе. Она должна быть особой и находиться отдельно. Она должна быть светом и радостью для ребенка, его духовным откровением. Он должен ждать занятий и стремиться на них, у него должно захватывать дух от того, что происходит в воскресной школе. Она должна озарять ребенка светом Божиим и рождать в душе его благодать.
Главная задача, которую призваны решать воскресные школы – это оказание помощи воспитаннику на его пути к Церкви и к Богу. И еще более важная задача – показать ему путь к Богу и направить его на этот путь. Духовно исцелить и наполнить смыслом его жизнь. Пробуждать в нем благочестие, твердость нравственных принципов, устойчивость в добродетели, собственную решимость следовать добрым правилам, самопринуждение к добродетели, самоопределение и решимость в добродетели, так как великая нравственная сила заключается в решимости служить добру. Воспитывать в духе целомудрия и чистоты. Пробуждать любовь к ближнему, содействовать ее рождению и развитию. Все в воскресной школе должно быть подчинено решению этих задач.
Некоторые соображения по содержанию и проведению занятий:
1. Разный возраст детей требует и различного подхода к работе с ними, поэтому есть смысл разделить младших и старших, но на некоторые занятия полезно их объединять. Есть также соображения проводить раздельные занятия для мальчиков и девочек. Особенно это относится к детям старшего возраста.
2. При возможности на занятиях организовывать совместную деятельность, в процессе которой решать задачи воспитания взаимной ответственности и взаимных отношений с окружающими.
3. Решать на занятиях вопросы воспитания добротоделания. Например, изготовление поделок для подарков в детские сады и ясли, подарков ветеранам. Поздравление ветеранов с праздниками. Оформление поздравлений. Подарки родителям. Работа по озеленению и уборке территории, классов и храма.
4. Духовно-нравственное воспитание есть возможность проводить через сказки и библейские истории, коллективно разбирая их и находя заложенный в них смысл.
5. И на основе предыдущего и в процессе специальных бесед формировать у детей уважение, почтение и послушание по отношению к родителям и старшим. На таких же занятиях воспитывать и отношения к младшим ребятам.
6. Особого разговора заслуживают выбор и поведение детей в компаниях на улице и в школе.
7. Очень важным вопросом является разъяснение вреда компьютерных игр и смотрения телевизора, курения и потребления пива и алкоголя.
8. При организации и проведении занятий необходимо помнить, что перед нами находятся дети со всеми их особенностями и что у большинства из них это единственный день отдыха в школе.
В настоящее время очень большое число детей имеет нарушения духовного развития, есть сведения, что свыше пятидесяти процентов детей психопатизировано, то есть, имеют некоторые психические отклонения развития. Ко всему прочему причинами таких отклонений могут являться и родовые травмы, и травмы, полученные в процессе внутриутробного развития плода, и всевозможного вида физические, психические и психологические травмы раннего периода развития ребенка. Это необходимо учитывать и включать в учебно-воспитательный процесс некоторые лечебные процедуры. В настоящее время получило развитие медицинское направление кинезиология и кинезиотерапия - лечение движениями, занимающаяся исправлением и лечением подобных проблем. Специальные комплексы физических упражнений, подвижные игры, занятия трудом, требующим развития мелкой моторики рук – все это должно быть включено в систему занятий воскресной школы наряду с другими. Воскресная школа должна заниматься всем ребенком, осуществляя комплексный подход к его развитию.
Здесь только начало размышлений о воскресной школе, автор осознает, что одному ему вопросы воскресной школы не решить. Он с благодарностью примет ваши помощь и советы. Только все мы вместе можем создать настоящую Воскресную школу.
Простите, братья и сестры, раба Божьего Михаила.
С поклоном к вам, М. Уткин.
Июнь 2004года.
(Опубликовано в "Ярославские епархиальные ведомости", сеньтябрь-октябрь, 2004 год
  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 21-30 из 52  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму