Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: Душеполезные цитаты

 

Category: Душеполезные цитаты

 

Category: Душеполезные цитаты

 

Category: Храмы Подмосковья

 

15 самых необычных и красивых усадебных храмов Подмосковья

Только взгляните на эту красоту! Старинные храмы, которые строили русские помещики, настолько великолепны в своих архитектурных формах, что могут запросто сравниться с кафедральными соборами многих европейских городов. Давайте вместе полюбуемся на подмосковные церкви и в очередной раз поймем, насколько удивительна наша страна!

Церковь Рождества Богородицы в усадьбе Подмоклово

Этот удивительный по своей красоте и нетипичный для Подмосковья храм был построен в 1714—1722 годах. Удивительной красоты строение является ярчайшим примером воплощения стиля итальянского барокко в России. Сохранившимся прототипом этого храма являются часовня-ротонда Темпьетто в Риме, возведенная одним из наиболее видных представителей архитекторов периода Высокого Возрождения Донато Браманте. Храм в форме ротонды окружен аркадой, на которой установлены статуи двенадцати апостолов и четырех евангелистов. В Московской области существует еще один храм, возведенный в стиле итальянского барокко – это церковь Знамения в усадьбе Дубровицы.

 

Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы

Этот невероятно красивый храм можно запросто считать одной из главных достопримечательностей России. Он уникален! Храм был построен целиком из белого камня в 1690-1704 годах по заказу воспитателя Петра I кн. Б.А. Голицына. Этот шедевр зодчества из белого камня является редчайшим образцом храмового сооружения в стиле западного барокко в России.
Храм украшен богатой резьбой, в которой преобладают растительные мотивы. Декоративное убранство нетипично для русской церковной архитектуры: это и присутствие скульптур, и наличие барельефов с латинскими текстами, и нетрадиционное завершение храма – в виде башни, увенчанной позолоченной короной вместо купола.

 

Церковь Рождества Христова в усадьбе Юркино

Это один из самых старых усадебных храмов Подмосковья. Большинство исследователей склоняется к тому, что церковь в Юркино была построена одним из итальянских зодчих, работавших в Москве в 1490-1500 годы. В 1948 году после разбора трапезной, был обнаружен древний терракотовый фриз итальянской работы. Аналогичный ему фриз мы можем найти только в декоре собора Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре, построенном в 1501-1503 гг.

Рождественский храм был построен на деньги боярина Я.С. Голохвастова, предки которого были выходцами из Литвы. Основной его деятельностью при дворе был наем итальянских зодчих для строительства зданий в Москве. Возможно, Голохвастов и пригласил итальянца в свою вотчину, тем самым устроив себе одну из первых усадебных храмовых усыпальниц. Известно, что у южной стены храма в 1505 году был погребен и сам Я.С. Голохвастов.

 

Храм Спаса Преображения в усадьбе Остров

Необычные архитектурные элементы Преображенской церкви сочетаются с традиционными строительными приемами, рождая неповторимый образ. Особенно поражает большое количество кокошников в местах перехода от одной формы к другой - их более 200.
Известно, что зодчие строго следовали канонам, выработанным в греческой архитектуре, - пропорциональная соразмерность сооружения во всех частях и во всех составляющих. А волшебное умение русских мастеров вписывать сооружение в окружающую природу лишь усиливает это впечатление. Впрочем, и здесь мастера следуют закону тогдашней строительной практики: храм не должен терять связи с живой природой. Сложенная из белого камня церковь в Острове по своим декоративным и конструктивным приемам относится ко времени Иоанна Грозного.

 

Владимирской Божьей Матери в усадьбе Быково

Жемчужиной всей усадьбы Быково, несомненно, была двухэтажная церковь, построенная, предположительно, по проекту В. И. Баженова в 1789 году в честь Владимирской Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже — церковь Владимирской Божьей Матери.

Большинство архитектурных приемов Владимирской церкви не имеют аналогов в русской церковной архитектуре: это и парные колокольни со шпилями по бокам от фасада церкви, и изогнутая лестница, ведущая к верхнему храму (церковь двухэтажная, в верхнем храме сохранилась отделка в стиле классицизма), и апсида, украшенная "лесом шпилей". Владимирскую церковь можно отнести к красивейшим храмам России. Рядом с церковью в 1883 году была возведена колокольня, близкая к самой церкви по стилю (предположительно, архитектор Иван Трофимович Таманский). Церковь была задумана и построена как память об умершей супруге князя Измайлова, Марии Александровне. Об этом говорят уникальные барельефы, размещенные по периметру церкви, которые в аллегорической форме рассказывают о жизни супругов.

 

Храм Гребневской иконы Божьей Матери в усадьбе Гребнево

Гребневская церковь (летняя церковь села Гребнева) хорошо известна в нашем Подмосковье, прежде всего, как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Архитектор храма – Иван Ветров (Иоанн Веттер). Впервые увидевшего церковь впечатляет золоченый ангел на барабане купола, эффектно венчающий все сооружение. Традиции православной архитектуры требовали создания храма по формуле восьмерик на четверике: четыре стены храма и восьмигранный барабан несущего купола. Иван Ветров укрыл четыре стены храма за портиками, заменил восьмерик круглым барабаном с двенадцатью круглыми нишами с портретами учеников и собеседников Христа. В 1984 году была обновлена живопись и яркие портреты евангелистов и апостолов «зазвучали», как и задумывал российский зодчий. В летнем Гребневском храме есть две особо почитаемые иконы: святителя Николая Можайского в медной посеребренной ризе и Смоленская икона Божией Матери.

 

Никольская церковь в усадьбе Царево

Авторство Никольского храма в селе Царево приписывают архитектору И.В. Еготову, который был учеником знаменитых зодчих В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Церковь в готических формах была возведена в 1812-1815 годах, когда владельцами села являлись представители рода Дурасовых. Еготов также создавал для Н.А.Дурасова усадьбу Люблино, работал в Кузьминках и проектировал павильоны «Миловида», «Нерастанкино» и беседку «Храм Цереры» в Царицыно. Фасады здания, расчлененные сильно вытянутыми стволами каменных трехчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом прекрасного рисунка работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева.

 

Покровская и Васильевская церкви в усадьбе Чиркино

В конце XVII века Покровская церковь была перестроена боярином Василием Шереметевым. Бесстолпный трехапсидный храм приобрел композицию «восьмерик на четверике». Также у него появилось декоративное убранство второго восьмигранного яруса в стиле московского барокко.
В.Б. Шереметевым также была возведена Васильевская церковь, окруженная открытой галереей-гульбищем. Храм, построенный в стиле московского барокко, использовался как родовая усыпальница. Ярусный столпообразный Васильевский храм “под звоном” сложен из кирпича. Он представляет собой уникальный вариант вотчинных храмов-колоколен периода расцвета московского барокко.

 
 

Спасский храм в усадьбе Уборы

Спасская церковь в Уборах была построена в 1690—1697 годах по проекту выдающегося зодчего Якова Бухвостова. Этот невероятно красивый храм относится к редчайшим образцам нарышкинского барокко. Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное декоративное убранство. Глиптография, (глиптика, резьба по камню) достигающая во втором ярусе кружевной ажурности вовсе не аппликативна или статична, она носит необыкновенно объёмный, сочный и темпераментный характер. Резной белый камень здесь настолько пластичен, что поначалу представляется лепниной, скульптурно выступающей на гладкой терракотовой поверхности стен.

 

Преображенская церковь и звонница в усадьбе Большие Вяземы

Церковь Преображения - это четырехстолпный пятиглавый храм крестовокупольного типа с двумя симметричными приделами, поставленный на подклет и с трех сторон окруженный открытыми галереями. Столбы и стены храма до уровня закомар сложены из белого камня, венчающие части здания и галереи - кирпичные. Рядом с храмом с северной стороны стоит звонница в виде трехпролетной стенки, поставленной на открытую террасу - гульбище. В архитектурной обработке звонница близка убранству церкви. Она сделана из кирпича, с деталями из белого камня. Этот храм был построен вероятно с 1584 по 1600 годы.

 

Спасская церковь в усадьбе Вороново

Спасская церковь сооружена во второй половине XVIII века. Яркий представитель архитектуры барокко, она по стилистическим признакам приписывается творчеству К.Бланка. В советское время храм не закрывался, благодаря чему первоначальный интерьер сохранился до наших дней. Церковь Спаса — тип храма «восьмерики на четверике», трактованный по-новому в соответствии с композиционными приемами, характеризующими формирование стиля русского классицизма. Крепованные фасады, обработанные в ордерных формах, насыщены архитектурной пластикой. Развитые карнизы, наличники сочного рисунка, картуши и лепнина над окнами сообщают им почти скульптурную выразительность.

В колокольне, сооруженной, по-видимому, тоже Бланком, но несколько позже церкви, сохранен традиционный ярусный строй, свойственный русским башенным композициям допетровского времени. У колокольни уникальная разработка ордерной структуры, богатство декора, введение больших арочных проемов, благодаря чему здание пронизано светом и воздухом и кажется необычайно легким, как бы сливающимся с окружающей природой.

 

Введенская церковь в усадьбе Введенское

Введенская церковь выстроена по проекту Н.А. Львова в 1812 году, уже после смерти самого архитектора. Сочетание шпиля, характерного для западной храмовой архитектуры, и классического стиля, делают храм удивительно красивым.

 

Казанская церковь в усадьбе Ярополец Чернышевых

Казанский храм, построенный в усадьбе Чернышевых, одни ошибочно называют театром, другие относят его к масонским памятникам. На самом деле в архитектуре и убранстве церкви отсутствует масонская символика, а театральные представления здесь никогда не проводились. Идея З.Г. Чернышева об объединении усадебной церкви и усыпальницы в одно целое породила композицию, уникальную для русской архитектуры.

Первый храм на Чернышевской половине Яропольца появился в 1742 году. В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».В ряде поздних документов указывается дата освещения храма 1798 год. Возможно, графиня Чернышева обратилась к архитектору Баженову за проектом внутреннего оформления храма. Баженов предоставил вдове свои рисунки, сочинил программу убранства и рекомендовал из своей команды художников и лепщиков. Интерьеры храма и усыпальницы выполнены на более высоком художественном уровне, чем наружная архитектура. Храм решен в виде просторного прямоугольного зала, замкнутого в глубине полукружием алтаря. Храм чудом дошел до наших дней и нуждается в реставрации.

 

Церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, построенная по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова в 1881-1882 годах. Храм в Абрамцеве стал семейной усыпальницей Мамонтовых, их последним «земным прибежищем». В 1907 году у стен церкви появилась могила дочери Мамонтовых Веры (в замужестве – Самариной) - той самой «девочки с персиками», которую когда-то изобразил Серов на своей знаменитой картине. Строителям храма удалось создать необычайно выразительный архитектурный образ, в котором прочитываются черты разных школ русского церковного зодчества. Сам облик храма напоминает своей внушительностью новгородские церкви звонница над входом характерна для псковской архитектуры, а керамические вставки вызывают в памяти ярославские храмы.

 

Церковь Николая Чудотворца в усадьбе Петровское

Каменная шатровая церковь Николая Чудотворца - древнейшее сооружение усадьбы Петровское. Она поставлена ещё в 1685 г. при И.М. Милославском. В это время владельцами Петровского были бояре Милославские. Примерно в это же время был построен еще один шатровый храм в усадьбе Аннино, другой вотчине Милославских. Патриарх Никон в это время уже издал запрет на возведение шатровых храмов. Поэтому подобный жест со стороны бояр Милославских, являющихся противниками реформы, был явно оппозиционным. Храм был возведен на месте старой обветшавшей деревянной церкви.

 

 

ОТВАГА И МУЖЕСТВО ЖЕН-МИРОНОСИЦ. 

 

Проповедь в Неделю святых жен-мироносиц

 

Жены-мироносицы. Нестеров Михаил Васильевич. 1901Жены-мироносицы. Нестеров Михаил Васильевич. 1901

    

 

 Отвага и мужество жен-мироносиц

Но мужество святых жен-мироносиц не ограничилось Голгофой. Они были и в пятницу вечером при снятии Господа с Креста и вместе с Иосифом Аримафейским купили плащаницу и ароматы, помазали Тело Его ароматами, завернули в плащаницу, положили во Гроб и приставили камень к двери Гроба. А Мария Магдалина и Мария, мама Иосии, смотрели, куда Его положили. И после того как прошел день субботний, Мария Магдалина, Мария, мама Иакова, и Саломия купили ароматы, чтобы прийти и помазать Его.

И ранним утром в первый день недели, то есть в воскресенье, когда восходило солнце, пришли ко Гробу. И говорили меж собой: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Воскреснув рано в первый день недели (в воскресенье), Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним (то есть апостолам), плачущим и рыдающим (Мк. 15, 46–47; 16, 1–10).

Видите ревность мироносиц, их мужество и твердость веры в Сына Божия? Видите мужество этих святых жен? Ученики сидели, спрятавшись и запершись в комнате из страха перед иудеями, а они купили плащаницу и ароматы, чтобы помазать Тело Иисуса. Ученики плакали и рыдали о смерти Господа, а они на рассвете побежали к Голгофе, чтобы увидеть Гроб. Те в страхе ждали вестей с Голгофы, а они, войдя в Гроб, приняли от архангела Гавриила весть о том, что Господь воскрес, со словами: «Не плачьте больше!». Потом, по его повелению, бегом вернулись назад и сказали апостолам, что Христос воскрес – Его больше нет во Гробе!

Жены-мироносицы – первые свидетели распятия, смерти, погребения и Воскресения Господа

Вот сколько мужества и веры, сколько твердости и дерзновения у этих жен. Мужчины сидят затаившись, а они бегут ко Гробу, входят внутрь, приносят ароматы, подбадривают друг дружку, беседуют с ангелами, первыми видят Живоносный Гроб и плащаницу, сложенную рядом. Не страшатся ни темноты ночной, ни воинов, стерегущих Гроб, ни смерти, ни ангелов, ничего. Одно лишь желание было у них – увидеть Иисуса, помазать и облобызать Его святое Тело. Жены-мироносицы – первые и достойнейшие свидетели распятия, смерти, погребения и Воскресения Господа. Они первыми возвестили апостолам и всему миру, что Христос воскрес, что смерть, диавол и ад побеждены и рай распахнут.

Где же теперь любящие Христа женщины-христианки, такие же твердые в вере и добрых делах, как жены-мироносицы из Святого Евангелия?

И все-таки число святых жен в христианской Церкви возросло и иногда даже превышает число мужчин. Вспомним об огромном сонме святых мучениц, каковы Фекла равноапостольная; Варвара, убитая за Христа собственным отцом; Екатерина; Ирина; Мария; София со своими тремя дочерьми; Феврония; Татиана и Филофея Арджешская[1]. Велико и число преподобных жен, подвизавшихся в монастырях и пустынях, ставших сосудами Святого Духа и совершавших чудеса. Упомянем из них лишь некоторых: Марию Египетскую, Евфросинию, Ксению, Пелагию, Меланию, а также преподобных Параскеву Ясскую, Феодору Сихлскую и многих других.

Все эти преподобные – невесты Христовы, ученицы святых мироносиц и молитвенницы Церкви за всех нас.

Возлюбленные верующие!

Верующие женщины – первые в храме, первые на молитве, в посте, труде, милостыне

Сегодня день женщин-христианок. Они – преемницы жен-мироносиц, дщери Воскресения, рабы Господни, светильники веры, души семьи. Женщины-христианки, верующие Православной Церкви, больше мужчин хранят пламя веры и древние традиции, священный огонь молитвы и благочестие в наших домах. Верующие женщины в то же время и хорошие матери, преданные христианки, честные и трудолюбивые супруги, образец для общества. Верующие женщины – первые в храме, первые на молитве, в посте, труде, милостыне, чтении благих книг, в заботе о болящих, во всем. Они хранят духовное тепло веры, любви, терпения и мира в храме, семье, обществе.

В таких прекрасных матерях нуждаются сегодня наши семьи. В таких благочестивых дочерях нуждается Церковь Христова. В таких честных и образцовых во всем женщинах так нуждается сегодня общество, в котором мы живем. Ведь так много матерей не хотят ни рожать детей, ни давать им хорошего христианского воспитания. Сколько матерей убивают большую часть своих детей, а тех немногих, которых рожают, не воспитывают в страхе Божием, предоставляют самим себе, чтобы они стали бременем для семьи и позором для общества.

Матери, вы можете внести огромный вклад в духовное обновление мира, Церкви, общества

Матери, вы – сегодняшние мироносицы Церкви Христовой. Приносите Господу не драгоценные ароматы, а вашу чистую веру и хороших детей, хорошо воспитанных и верующих. Говорите им больше всего о Боге, святых, о Церкви и наших предках. Не соблазняйте их ничем и давайте читать им хорошие книги, как можно больше. Вы можете внести огромный вклад в духовное обновление мира, Церкви, общества. Добавляйте же святого елея в души своих детей. Завтра из них выйдут великие души, хорошие люди, благоговейные священники, просвещенные учители, образцовые христиане. Будущее семьи, детей, Церкви больше всего зависит от вас. Будьте же всегда при исполнении своего долга, как ваши матери. Вспомните, какие святые матери у вас были!

Юные девушки, ради Господа храните незапятнанной свою честь и добрую веру, пока сами не получите статус матерей в Церкви и обществе. Также и вы, вдовы и старые матери, следите за молодыми, за детьми, за окружающими. Не молчите! Молодые матери нуждаются в вашем примере и жертве, юные девы нуждаются в вашем совете, а дети и внуки – в вашей молитве, слезах и обличении.

Начинайте всё с Господом, с молитвой, с регулярной исповедью и большим смирением и терпением. Больше хороших матерей, больше честных и верующих вдов и дев означают для завтрашнего дня больше детей в домах, больше верующих в храмах, больше мира в семье, меньше пьянства, разводов и абортов на свете, меньше болезней и слез на земле и больше душ в раю! Аминь.

Христос воскресе!

 

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

 

Doxologia.ro

28 апреля 2017 г.

https://pravoslavie.ru/103064.html

 

 

О КРУШЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАДЕЖД

 

Слово в Неделю 3-ю по Пасхе, жен-мироносиц

 

Жены-мироносицы у Гроба ГосподняЖены-мироносицы у Гроба Господня

    

 

Христос Воскресе!

Самое страшное в нашей жизни – потеря христианской надежды. Не просто надежды, а именнохристианской надежды. Что может быть тяжелее этого? Надежда… Она была упованием, залогом смысла и чаяния счастливого будущего. Надежда давала силы к жизни. Она несла предвкушение радости. И вот – все рушится. Мгновение – и ты понимаешь: все уходит безвозвратно. Большей катастрофы в жизни человека не бывает.

Сегодня, вспоминая то раннее утро, когда несколько женщин робко, тайком приблизились ко гробу своего Учителя, мы невольно ощущаем их безотрадное скорбное состояние – людей, все надежды которых разрушены.

Они затемно пришли на гроб, чтобы по древнему праотцовскому погребальному обычаю помазать благовонным маслом тело их Учителя. Отдать Ему последний долг. Да, для них Господь Иисус Христос тогда был всего лишь Учителем. Любимым, не сравнимым ни с кем из смертных, но всего лишь Учителем, к великой их скорби так и не сумевшим осуществить Свои прекрасные обещания.

Горе и сокровенные мысли, горькое разочарование всех учеников с болью выразили апостолы Лука и Клеопа в тот же день, вечером, по дороге в Эммаус, когда, встретив воскресшего Спасителя, они Его не узнали. С болью говорили они о Христе: «Его убили, перед этим Его страшно пытали, надругались над Ним! А мы-то надеялись, что это Тот Самый, Который восстановит царство Израилево!» (см.: Лк. 24: 13–21).

Так же, как Лука и Клеопа, как все ученики, жены-мироносицы надеялись на обещанное их Иисусом Царство счастья и благоденствия, любви и справедливости. И где же оно? Учитель страшно поруган и убит. Вокруг осиротевших учеников тьма лишь еще более сгустилась. Зло еще беззастенчивее торжествует на земле.

Спаситель возвещал о Царстве не от мира сего – люди же разумели лишь доступное для их ума земное существование

Земное царство добра и справедливости – вечная иллюзия, увлекающая людей. До скончания века нам будут навеиваться грезы о нем. Но плоды этих пленительных и прелестных грез поистине ужасны. Когда на землю пришел Сын Божий, чтобы привести Свое создание в истинное Небесное Царство, человечество ответило Ему Голгофой. Он возвещал о пришедшем в мир Царстве не от мира сего. Люди же разумели лишь доступное для их ума земное существование.

И ученики, и мироносицы, как часть человечества, несли в себе общую смертельную болезнь отчуждения от Бога. Но если в начальниках ветхозаветного народа отчуждение вылилось в дьявольскую ненависть и Богоубийство, то в учениках и ученицах Христовых эта болезнь проявлялась в наследственной по человечеству духовной слепоте и беспомощном нечувствии, которые они всем сердцем стремились преодолеть. Но на это требовалось время. И главное – действие благодати Божией.

Лишь преображенное Христом – и во Христе – человечество способно войти в непостижимое и недосягаемое для мира сего Небесное Царство. Что нужно для нас с вами, таких же духовно слепых, страдающих иллюзиями о себе, гордыней и самомнением, чтобы приблизиться к этому Царству?

Этому учат нас сегодняшние наставницы – жены-мироносицы, пришедшие к маленькой пещере – последнему земному прибежищу Господа Иисуса Христа. С ужасом женщины готовились увидеть поруганное тело своего Учителя. Но обрели то, чего совсем не ожидали.

Не знает ум человеческий, не приходило то на сердце человеку, не видел глаз и не слышало ухо, – как пишет апостол Павел, – что приготовил Бог любящим Его! (1 Кор. 2: 9). Вместо истерзанных бренных останков своего Учителя в каменной пещере они обрели весть о воскресшем Иисусе Христе, Сыне Божием. Пред ними предстал обитатель сохранившего верность Господу Божиего мира – Ангел – и произнес простые и великие слова: «Иисуса ищете Назарянина, распятого. Его нет здесь. Он воскрес!» (см.: Лк. 24: 6).

Ангел провозвестил то самое, о чем Господь Иисус Христос множество раз говорил ученикам. Казалось бы – возрадуйтесь! А какая была их человеческая реакция? Ужаснулись и сбежали от страха, непонимания, недоумения! Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись(Мк. 16: 8).

Мы смотрим на жен-мироносиц и узнаем себя.

Мысли человеческие отстоят от мыслей Божиих, как небо отстоит от земли, – говорит пророк Исаия (см.: Ис. 55: 8–9). Наши самые дерзновенные надежды, мечты о человеческом счастье, о себе самих, о наших близких, о будущем – это все в лучшем случае наивность по сравнению с тем, что уготовал Господь. Нечто похожее – сравнение с маленьким ребенком, которому отец готовит замечательное, великое поприще в жизни. А малое дитя, не умея оценить и даже сколько-нибудь осмыслить замыслы отца, погружено лишь в свои заветные, излюбленные мечты: «Отец всё для меня сделает! Будет у меня много игрушек, и сладостей, и конфет!» То, что готовит отец для своих детей, непостижимо для слабого и немощного ума ребенка.

Что привело жен-мироносиц ко гробу их Учителя? – Любовь. Такая любовь и нас связывает с Богом

Что привело жен-мироносиц к гробу их Учителя? К последнему месту земного пристанища Того, Кто не оправдал их надежд? Учителя, Который так много обещал им, но так и не смог исполнить? Привела их к гробу Спасителя любовь к Нему. Да, пусть мы ошиблись в своих надеждах, – думали они, – но мы все равно Его любим, все равно это был Прекраснейший из всех людей на земле. Именно эта любовь – единственное, что паче всякого нашего чаяния, то есть надежды, паче всяких наших рассуждений связывает нас с Богом.

Именно такая любовь ко Христу не посрамляет сердца верующих людей! Недаром женам-мироносицам первым из всего человечества было возвещено о Воскресении.

Как только нам не доказывали, что только людям ни говорили о Боге, о Христе и о Церкви за все время от Воскресения Христова и до сего дня! Сто лет назад стали разрушать нашу православную страну, да практически и разрушили ее. Оставалась горстка «темных» верующих, «жалких» священников, которые не смели и головы поднять. Но у этих «темных и жалких», с точки зрения мира сего, теплилась любовь и восхищение к своему Великому Учителю. Они любили Его вслед за мироносицами и апостолами, потерявшими веру и надежду и вновь обретшими их.

И мы, братья и сестры, будем вспоминать о женах-мироносицах не только сегодня, но и в самые сложные дни нашей жизни, когда надежда рушится, когда кажется, что уже ничто тебе не поможет, когда сбывается самое худшее, от чего, по слову Иова Многострадального, трепещет душа наша. Тогда и вспомним этих замечательных женщин. Сохранив в своем сердце любовь к Богу, они получили бесконечно большее, чем то, на что они надеялись, и для себя, и для всех своих любимых, живых и мертвых.

Таков наш Господь. Он проводит падшее человеческое существо, проводит каждого из нас через испытания, утверждающие в нас веру, истину и духовную свободу. Но выше сил искушений не попускает. Он знает, как любящий Отец, когда пришло время посрамить наши греховные человеческие надежды и слабые, немощные мечты. И знает, когда мы становимся готовы к раскрытию перед нами истины Божественной любви, чтобы увидеть бесконечное изобилие того, что Бог уготовал каждому любящему Его.

Аминь.

 

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

 

30 апреля 2017 г.

https://pravoslavie.ru/103095.html

 

 Как солнце блещет ярко… 

 

Как солнце блещет ярко,

Как неба глубь светла,

Как весело и громко

Гудят колокола.

Немолчно в Божьих храмах

Поют «Христос Воскресе!»

И звуки дивной песни

Доходят до небес.

 

(А. Плещеев)

 Благовест 

 

Я ждал его с понятным нетерпеньем,

Восторг святой в душе своей храня,

И сквозь гармонию молитвенного пенья

Он громом неба всколыхнул меня.

Издревле благовест над Русскою землею

Пророка голосом о небе нам вещал;

Так солнца луч весеннею порою

К расцвету путь природе освещал.

К тебе, о Боже, к Твоему престолу,

Где правда, Истина светлее наших слов,

Я путь держу по Твоему глаголу,

Что слышу я сквозь звон колоколов.

 

(К. Бальмонт)

 Тебе, Воскресшему, благодаренье! 

 

Тебе, Воскресшему, благодаренье!

Минула ночь, и новая заря

Да знаменует миру обновленье

В сердцах людей любовию горя.

Хвалите Господа с Небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир Его чудес

И славы несказанной.

Хвалите сонм Бесплотных Сил

И Ангельские лики:

Из мрака скорбного могил

Свет воссиял великий.

Хвалите Господа с Небес,

Холмы, утесы, горы!

Осанна! Смерти страх исчез,

Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль

И океан безбрежный!

Да смолкнут всякая печаль

И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с Небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос!

Христос Воскрес!

И смерть попрал навеки!

 

(Великий князь К. К. Романов)

 Душа ликует и поет 

 

Великий праздник, дар небес! 

Христос Воскрес! Христос воскрес! 

Повсюду колокольный звон, 

Благую весть разносит он. 

 

Пусть в мире царствует добро, 

В сердцах у всех живет оно. 

И в этот светлый день счастливый 

Пусть души будут все красивы. 

 

Простите всех, благословите, 

Кагор пасхальный пригубите. 

Пусть радость будет в доме вашем 

И от любви мир станет краше.


 Христос Воскрес! 

 

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

 

(А. Майков)

 Христос воскрес! Опять с зарею… 

 

Христос воскрес! Опять с зарею

Редеет долгой ночи тень, 

Опять зажегся над землею 

Для новой жизни новый день.

Еще чернеют чащи бора; 

Еще в тени его сырой, 

Как зеркала, стоят озера 

И дышат свежестью ночной;

Еще в синеющих долинах 

Плывут туманы… Но смотри: 

Уже горят на горных льдинах 

Лучи огнистые зари!

Они в выси пока сияют.

Недостижимой, как мечта,

Где голоса земли смолкают 

И непорочна красота.

Но, с каждым часом приближаясь

Из-за алеющих вершин,

Они заблещут, разгораясь,

И в тьму лесов, и в глубь долин;

Они взойдут в красе желанной 

И возвестят с высот небес, 

Что день настал обетованный, 

Что Бог воистину воскрес!

 

(И. Бунин)

 Воскресение Христово 

 

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись, земля, – они вещали, – 

Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,

Хвалите Господа с Небес.

Побеждена им смерть вовеки – 

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь».

 

(Княжна Е. Горчакова)

 Пасхальный благовест 

 

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою,

Бледная луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

(С. Есенин)


 

О БЕСПЛОДНОЙ СМОКОВНИЦЕ

Проповедь в Великий Понедельник 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.

В сегодняшний Великий, по церковному календарю, понедельник, мы вспоминаем, как Господь совершил изгнание торгующих из Иерусалимского храма и проклял бесплодную смоковницу.

 

Эти события, действия Христа, как непонятные на первый взгляд, вызывают смущение и непонимание. За что была проклята смоковница, если Иисус пришел к ней, когда еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13)? Но такие поступки Спасителя, как проклятие смоковницы, оказываются полны символического и духовного значения, если всмотреться в детали.

После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Христос никогда не пользовался Божественной силой, а прибегал к человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о сотворении хлебов из камней.

Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем – листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно.

Преподобный Ефрем Сирин на этот счет удивляется: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино пре­вратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…»

И сам же святой Ефрем отвечает: Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем исто­щилась сила. В предотвращение этого при по­мощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и Своих распинателей. Как впоследствии сказал Си­мону Петру: Возврати меч твой в его место, Я могу умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26: 52–53). Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил на смоковнице Свое могущество.

Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» – пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим – как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.

 

Проклятие смоковницыПроклятие смоковницы

Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?

 

По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10).

Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).

Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.

За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.

Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).

Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52–53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.

Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.

Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?

Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).

Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.

 

Иеромонах Ириней (Пиковский)

 

29 марта 2010 г.

https://pravoslavie.ru/34684.html

 

 

Собор святых славных
и всехвальных двенадцати
апостолов

Когда позвал Господь и Царь,
Оставил мытницу мытарь,
Оставил сеть свою рыбарь -
Так собрались в конце концов
Двенадцать нищих простецов,
Двенадцать спутников Христа,
Причастники Его креста.

Не звал тогда богатых Он,
Ни тех, кто знатен иль учен,
Кто знал до буквы весь закон, -
Чтоб всякий видел - Правду дать
Лишь Божья может благодать,
Что всех мудрей рыбак простой,
Когда живет в нем Дух Святой.

В. Афанасьев (монах Лазарь)

 

 


На рассвете

Когда чудесно лето
Преобразит наш край,
Не просыпай рассвета,
А с птицами вставай.
Ты из калитки выйдешь,
Ступая по росе,
И Божий мир увидишь
Во всей его красе.
Встречают солнце птицы.
Уже восток румян.
Над речкой золотится
Предутренний туман.
И вот, Творцу покорно,
В лазурный небосвод
Не медный шар из горна,
А солнце восстает!
Проснулся мир природы,
И в этот дивный час
Леса, поля и воды
Зовут к молитве нас!

В. Афанасьев (монах Лазарь)

 

 

 

 

 

Category: Душеполезные цитаты

 

 

Пожар в общественном месте или в доме – как спасти себя и помочь другим

http://www.pravmir.ru/pozhar-v-obshhestvennom-meste-ili-v-dome-kak-spasti-sebya-i-pomoch-drugim/
Прочитайте эту подробную инструкцию - она поможет вам понять, как и почему нужно действовать.
Пожар в общественном месте или в доме – как спасти себя и помочь другим
 
 
 
 

Пожар в общественных местах. Главные правила

1. Перемещайтесь по низу помещения, ползите по полу.

Основная концентрация ядовитых веществ – в верхней части.

2. Четко соблюдайте требования звукового оповещения, слушайте, что говорят по громкой связи.

3. Перемещайтесь вдоль капитальных стен, старайтесь от них не уходить.

Во-первых, таким образом снижается риск получить по голове рушащейся временной конструкцией, во-вторых, пожарным в дыму найти человека, находящегося, например, посреди большого спортзала, значительно сложнее, чем у стены. Надо понимать, что в дыму человек вынужден передвигаться наощупь, он сильно дезориентируется, поэтому сам не понимает, где он находится, и не может навести на себя спасателей. Когда пожарные у себя проводят тренировки с уже подготовленными людьми, которые уже не один год тушат пожары и работают в помещениях с ограниченной видимостью, они наглядно видят, что люди в имитирующей задымление среде полностью дезориентируются. На них надевают дыхательные аппараты, заклеивают маски и отправляют перемещаться по помещению, и буквально через 5-7 минут они не могут точно сказать, где они, и думают, что находятся в абсолютно другом месте. Обозначьте свое положение у этой стены, идеально – встать в дверной проем, так вас проще будет найти.

4. При возможности позвоните кому-нибудь, передайте, где вы находитесь.

Сообщите, в каком направлении начинаете движение, по каким ориентирам вас искать.

5. Крайне важно не поддаваться панике и стараться не попасть в толпу.

Давка – это очень опасная и неконтролируемая ситуация, где от вас ничего не зависит и вас могут просто затоптать. Это особенно важно, если вы с детьми, хотя это не рекомендуется вообще никому. Если ситуация такая, что пожар, задымление, и все пытаются выбежать через тесные двери, постарайтесь по крайней мере находиться не в центре толпы, а держаться как можно ближе к краю.

6. С самого начала ознакомьтесь с помещением, планом эвакуации.

Пожарная (запасная) лестница есть всегда, в торговых центрах она располагается, как правило, где-то рядом с туалетами. И всегда во всех подобных заведениях есть схемы этажей и планы эвакуации. Они, конечно, не очень заметные – их стараются вешать так, чтобы они не бросались в глазах, но всегда лучше потратить минут пять, придя в такое место, чтобы найти схему, посмотреть на нее и понять, куда двигаться.

Как торговый центр решает свою задачу по замедлению продвижения посетителя к выходу? Например, располагает эскалаторы в разных концах этажа, и чтобы вам подняться выше на нужный вам этаж, вы сначала должны пройти насквозь все предыдущие этажи.

 

Но в случае пожара все эскалаторы будут или остановлены, или переведены в режим движения вниз, поэтому это не создаст проблемы при эвакуации. Конечно, планировка тех же торговых центров – вещь довольно-таки специфичная, и в связи со всеми сокращениями и инновациями сил пожарной охраны, которые сейчас проводятся, любой пожар в торговом центре — это большая проблема, как бы грустно это ни было.

7. Не бегите от пожара куда глаза глядят.

Если пожар и паника, и попасть на улицу, минуя толпу, нет никакой возможности, бежать без разбору в дальний с вашей точки зрения от очага возгорания угол – плохая идея. Вы не знаете, где находится этот самый очаг и один ли он вообще, а определить, откуда на самом деле валит дым, часто невозможно. Поэтому оптимальный вариант – двигаться в сторону эвакуационных выходов по ориентирам.

8. Не пользуйтесь лифтами – пользуйтесь лестницами и эскалаторами.

Можно использовать эскалаторы. Ведь почему нельзя использовать лифт? Потому что если он просто остановится (например, из-за прекращения подачи электричества), то двери будут заблокированы и выбраться оттуда будет невозможно. А если остановится эскалатор, то он станет просто лестницей, по которой можно идти.

9. Если эвакуационный выход закрыт, успокойтесь и попытайтесь понять, как он открывается.

Все эвакуационные выходы согласно правилам пожарной безопасности должны быть открыты, но допускается их закрытие на механические засовы – на что-то типа шпингалета, что любой человек может отпереть без специальных приспособлений. Кроме того, дверь может быть закрыта снаружи, а внутри может открываться системой антипаники – такой длинной ручкой поперек двери.

Еще иногда пожарные инспекторы принимают вариант, когда дверь закрыта на замок либо на что-то еще, но рядом в заметном шкафчике, в пенальчике, за дверцей со стеклом висит ключ от этой двери.

Поэтому если вы дошли до двери и увидели, что она закрыта, надо успокоиться, 2-3 раза вдохнуть-выдохнуть, посмотреть внимательно и понять, что, может быть, она закрыта на шпингалет, может, там кнопка, пенал с ключом рядом.

Если вы уже не можете выйти из помещения

Если вы выглянули из помещения и поняли, что снаружи значительно хуже, чем внутри, следует в нем остаться – допустим, в вашем помещении задымление, а в коридоре открытое горение или большее задымление. Если вы остались в запертом помещении, надо:

 попытаться снизить концентрацию дыма. Для этого следует тряпками, желательно смоченными, или чем-то еще забить дверные проемы,

 всеми возможными средствами привлечь к себе внимание. Естественно, звонить, писать по всем имеющимся средствам связи и, если в помещении есть окна, то высовываться и кричать.

Еще более эффективно – сбрасывать вниз всевозможные, желательно не тяжелые, предметы.

Крик из окна могут не услышать – высоко и звук распространяется больше по горизонту, – а вылетающую из окна вещь обязательно заметят.

Вопрос о том, когда следует и не следует открывать окна в запертом помещении, непростой. С одной стороны, открыв окно, мы создаем приток кислорода, за счет чего увеличивается интенсивность горения, но с другой стороны, если в помещении так называемая низкая пожарная нагрузка, то есть мало предметов для сгорания, а воздуха много, то предметы будут гореть активно, но при этом будет образовываться мало дыма. Когда много воздуха, то пожар в активной стадии, огонь быстро распространяется, но в то же время довольно-таки низкая скорость распространения тепла и низкая скорость дымообразования.

Иначе говоря, если в большом помещении горит один стул, вокруг него огромное количество воздуха и для полного его сгорания его хватает – следовательно, у нас будет активное горение и мало дыма. Если помещение сильно заставлено мебелью и воздуха недостаточно для сгорания всего, что может сгореть, то, открыв окно, мы увеличиваем интенсивность горения, но при этом охлаждаем помещение и снижаем опасность задымления.

Ну и, разумеется, если открыто окно, то можно возле него стоять и дышать. Дышать в окно при пожаре тоже надо правильно. Поскольку в горящем помещении верхняя часть окна или дверного проема – зона избыточного давления, из которой дым будет выходить, а нижняя – разряженного, из которой вовнутрь «подсасывается» свежий воздух, этим «нижним» воздухом и надо дышать, поэтому надо высунуться, стараясь, чтобы голова была как можно ниже, то есть не просто стоять возле окна и дышать в верхней его части.

Выпрыгивать из окна не рекомендуется никому, если это не первый этаж. Собственно, даже первый этаж может быть опасен для малоподвижных и пожилых людей.

Имеет ли смысл мочиться на тряпку и прижимать ее к лицу

Идея смачивать тряпку и дышать через нее, чтобы снизить риск отравления продуктами горения, родилась еще в эпоху изобретения противогаза. Действительно, тогда это помогало. Но сейчас это актуально в значительно меньшей степени, потому что раньше сгораемые материалы были более экологичными, более натуральными – горело в основном дерево.

А сегодня, например, пластиковые   панели, которыми облицовывают стены, при горении выделяют куда более ядовитые вещества, вплоть до фосгена – это боевое отравляющее вещество нервнопаралитического действия. Да, любая тряпка возле лица, то есть любой фильтрующий элемент, тем более смоченный жидкостью, при пожаре лучше, чем его отсутствие. Но чем конкретно он пропитан в условиях стремительного развития пожара, не играет никакой роли.

Мочу приводят в пример, потому что она часто доступнее, чем вода, но она не обладает никакими преимуществами по сравнению с водой. Кроме того, в современных условиях пожар распространяется очень быстро, и на то, чтобы раздеться, снять с себя что-то, написать на этот предмет, одеться, прижать предмет к лицу, просто может не быть времени. В этой ситуации лучше просто обмотать шарф вокруг лица.

Надо понимать, что при сгорании современных материалов, которые используются для отделки помещений и изготовлении мебели, порой достаточно одного-двух вдохов, чтобы потерять сознание.

Туалет, душевая, ванная – место спасения

Туалет, душевая и ванная – это места, где можно долго пережидать пожар, если эвакуация невозможна.

Во-первых, в таких помещениях обычно нечему гореть – стены облицованы кафелем, мебели нет, сантехника сделана из негорючих материалов. Во-вторых, есть вода, а значит, есть возможность открыть краны, можно намочить тряпки и забить ими дверные проемы.

Вешать на дверь яркий предмет, чтобы обозначить себя, большого смысла нет, потому что в дыму никто цвета не различит, передвигаться будут наощупь. Лучше повесить что-то длинное, привязать к ручке двери тот же шарф, чтобы, ощупывая дверь рукой в пожарной перчатке, спасатели поняли, что на ручке что-то есть (например, шапку смахнут и не заметят).

Если вы находитесь в таких помещениях, обязательно позвоните в 01 и сообщите, где вы, что у вас нет возможности выбраться  наружу, расскажите, что вы предприняли – открыли краны, загерметизировали помещение.

Еще один плюс таких помещений – когда они наполняются дымом, есть техническая возможность организовать себе чистый воздух. Для этого надо отвинтить душевой шланг и сунуть его в слив раковины, унитаза, душевой кабины. Слив любых подобных сантехнических приборов снабжен гидрозамком – в их трубе есть колено, в нижней части которого находится вода – она перекрывает доступ в помещение запахов и прочего из канализации. Толкайте шланг в слив до тех пор, пока он не пройдет колено и не выйдет с той стороны жидкости – тогда он попадет туда, где относительно нормальный воздух, и вы сможете дышать воздухом, находящимся в системе канализации, он будет без продуктов горения.

Если вы видите человека, который потерял сознание

Первое необходимое действие – перевернуть его в так называемое восстановительное положение, то есть набок, поскольку при потере сознания возникают риски гибели от удушения собственным языком или рвотными массами, если человек лежит на спине.

Одну руку, которой мы будем его вращать, мы поднимаем наверх вдоль туловища, вторую руку мы сгибаем в локтевом сгибе и тыльной стороной ладони подкладываем ему под щеку, и с той стороны, где мы согнули руку в локте, мы сгибаем ногу в колене, и за локтевой и коленный сгиб просто поворачиваем человека на себя.

Вопрос о том, вытаскивать ли его из пожара, придется решать по ситуации.

Очень тяжело принимать такие решения, но надо иметь в виду, что один труп значительно лучше, чем два, и если вы по каким-то причинам понимаете, что не можете вытащить его оттуда, то да, это тяжело морально, но оставаться возле него нет смысла.

Надо запомнить, где он находится, запомнить это место, объяснить по телефону пожарным, что человеку стало плохо и где он находится. Если потерял сознание мужчина весом под 100 кг и рядом в сознании женщина весом килограммов 60, то вытащить она его не сможет – или, пытаясь это сделать, потеряет время, вместо того чтобы спасти себя.

Пожар дома

Если горит ваша квартира, то, конечно, оставаться в ней глупо – естественно, при условии, что не отрезаны пути наружу. Если выход отрезан, сильно задымлен, если есть открытый огонь на лестнице, то надо понимать, что проскочить через него неподготовленному человеку без специальной одежды будет довольно-таки тяжело.

В таких ситуациях надо принимать решение идти на балкон или в ванную-туалет. И главное – обеспечивать свою заметность, сообщать о том, где вы находитесь, и не забывать звонить сразу вызывать пожарную охрану.

Очень часто бывают ситуации, когда что-то где-то загорается, собирается толпа зевак, и никто никуда не звонит и не вызывает, думая: давно же горит, значит, наверняка кто-то уже вызвал пожарных.

Поэтому видите пожар – звоните, не задумываясь о том, сделал ли кто-то это до вас. Лишним звонок не будет никогда. Чем больше будет заявок, тем больше сил вышлют на этот адрес.

Если вы находитесь в квартире, очень важно оставить дверь в квартиру незапертой!

Если вы вышли на балкон и кричите о том, что вам плохо, то к вам на помощь будут направлены пожарные подразделения, они поднимутся к вам, а дверь закрыта. Они начнут звонить и стучать в дверь, а вы ничего этого не слышите, потому что стоите на балконе за плотно закрытой дверью и кричите. Они будут ломать дверь, а это, во-первых, их задерживает, и они вместо того чтобы спасать других, возятся  с нашей дверью, а во-вторых, это ваши же лишние затраты на восстановление имущества.

Если горит не ваша квартира, то приоткройте дверь на лестницу либо посмотрите в глазок и оцените обстановку – есть ли возможность покинуть помещение. Если такая возможность есть, то, естественно,  уходите, полностью убедившись в своей безопасности. В отношении вещей и документов надо понимать, что важнее — остаться в живых или взять с собой документы, ведь их в случае чего восстановят. Если вы, собираясь, потеряете время и пути эвакуации заполнятся дымом, вы будете  «заперты» в помещении – а это может произойти моментально.

Если вы понимаете, что покинуть помещение по каким-то причинам не можете, то оставайтесь в квартире.

Здесь главный принцип такой: если вы не уверены, что сможете выйти и дойти до улицы, то вы не выходите.

Дальше действуйте по описанной схеме: обкладываете помещение мокрыми тряпками, выходите на балкон, привлекаете к себе внимание.

При пожаре в вашем доме будьте готовыми к тому, что вас не обязательно будут выводить из квартиры на улицу. Бывает, что горит, допустим, правое крыло подъезда, и значительно быстрее и безопаснее сперва всех людей, находящихся в нем, вывести в левое крыло либо или на противоположную сторону. Кроме того, ваша квартира может оказаться в зоне меньшей опасности, чем соседние, поэтому сперва человек 10-15 приведут к вам, сгруппируют их всех, а дальше уже, оценивая степень угрозы, будут думать, имеет ли смысл эвакуировать или можно временно оставить всех в вашей квартире и заняться тушением пожара.

Порой бывает эффективней и быстрей не эвакуировать всех людей на улицу, а скопить их в 2-4 квартирах на разных этажах, после чего быстро затушить пожар и, провентилировав подъезд, создать нормальные условия для жизни и вернуть в их квартиры, не выводя на улицу.

Бытовые средства защиты от пожара

Существуют всевозможные варианты так называемых самоспасателей. Это такие полиэтиленовые капюшончики с загубниками и каким-то фильтрующим элементом 10-15 сантиметров в диаметре и толщиной сантиметра 3. Когда вы их открываете, получается прозрачный целлофановый пакет оранжевого цвета – оранжевый, потому что это увеличивает контрастность в задымленном помещении и немного повышает видимость.

Вы открываете молнию, разворачиваете этот пакет, надеваете его на голову, вставляете в рот загубник и начинаете дышать. Но у этого изделия есть огромный минус: в то время как предполагается, что его защитное время – 20 минут, за счет того, что в помещении выгорает кислород, при снижении концентрации кислорода с 21 до 16 % человек просто теряет сознание от нехватки кислорода, будучи защищенным от вдыхания отравляющих веществ.

Конечно, нелишне иметь дома огнетушитель. Но не надо испытывать ложную иллюзию, что он вас непременно спасет: даже пятилитровый огнетушитель «выплевывает» все свое содержимое за примерно 8-9 секунд. И, конечно, если у нас есть огнетушитель, это не значит, что вы умеете им пользоваться.

Надо как минимум ознакомиться с его инструкцией и понимать, что можно им тушить, что нельзя – разные огнетушители рассчитаны на работу с разными предметами горения – и, естественно, знать, за какую ручку надо дернуть и куда направить, если что-то загорится, а не читать инструкцию, когда уже начнется пожар – тогда будет не до того.

 

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму