FAQ  -  Terms of Service  -  Contact Us

Search:
Advanced Search
 
Воскресенский собор. Историческая справка

Освоение русскими сибирских и Прииртышских территорий сопровождалось строительством крепостей и православных храмов. Русские несли на новые земли не только оружие, но и свою культуру, свою духовности, свою веру. Первая крепость, построенная у слияния Оми и Иртыша отрядом Бухгольца, и первая деревянная церковь Сергия Радонежского, не были масштабными постройками и свидетельствовали о присоединении территории к Российской империи.


Во второй половине 18 века пограничная Омская крепость была перенесена с левого берега Оми на возвышенный правый берег, построена по образцовому проекту. Обозначением завершающего этапа присоединения земель и освоения Прииртышья было сооружение на территории Новой (Второй) Омской крепости Воскресенского собора. Посетивший Омскую крепость в 1771г. (год завершения её строительства), академик Пётр Симон Паллос отметил, что «сия новая, весьма выгодное положение имеющая Омская крепость укреплена весьма прекрасным образом, по новым воинской архитектуры правилам … Строится же ещё одна прекрасная каменная церковь…» Собор строился по инициативе командира Иртышской линии пограничных укреплений генерал - поручика и кавалера Ивана Ивановича Шпрингера.


Строительство Воскресенского военного собора – одного из первых каменных сооружений крепости, подтверждало высокое геополитическое значение Омской крепости.


В 1773 году были освещены престолы во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и во имя Святой Екатерины - покровительницы царствующей императрицы. В 1778 году собор стал четырёх –престольным, под хорами был установлен престол во имя Смоленской Пресвятой Богородицы – по инициативе солдат и обер-офицеров Колыванского полка. Военное направление просматривалось и в архитектуре собора.


Собор строили народные умельцы из Тобольска – братья Иван и Козьма Черепановы, удачно сочетавшие традиции церквей заездного типа Петровской эпохи с народными традициями шатровых завершений колоколен. Колокольня военного Воскресенского собора была так высока, что могла использоваться в военных целях как наблюдательная вышка. В оформлении и убранстве собора были уникальные детали и изображения. Архангелы на иконах иконостаса были изображены с казачьими шашками, в алтаре при гробе были деревянные скульптуры ангела и трёх жён мироносиц. Большую ценность представляли Евангелие и богослужебные предметы, подаренные Екатериной II. Собор имел библиотеку из 1875 книг.


Настоятелем Воскресенского Собора с 1853 по 1868 год был отец Стефан (Стефан Яковлевич Знаменский). Его стараниями при Воскресенском Соборе была создана одна из лучших в Сибири духовных библиотек и открыта ланкастерская школа для девочек, ставшая позднее первой гимназией. Именно С.Я. Знаменский крестил в конце марта 1856г. Михаила Врубеля. Отец Стефан канонизирован Русской православной церковью как святой и праведный в 1984 году. При Соборе были школа и приют для сирот нижних воинских чинов Омского военного округа, убитых в войну с Японией.


Нам (команде «Искатели») удалось познакомиться с домовыми книгами Воскресенского Собора, почитать записи о крещении. Первая запись была сделана в январе 1773 года. Это запись о крещении «Омской Крепости уставного капрала Лариона Маинарова сын Василий восприемник ЛЕХной команды адъютант Пётр Волынин» (именно так записано в книге).
Воскресенский Военный Собор в советский период.

Важнейшим поворотом в судьбе Воскресенского военного собора был Декрет об отделении церкви от государства, по которому всё имущество церковных и религиозных общин объявлялось народным достоянием, а преподавание религиозных вероучений не допускалось. Собор стал приходским храмом и был передан обновленцам. Вследствие недоверия и неприятия обновленческая община собора в 1926 году распалась. Начиная с 1926 года судьба собора решается различными ведомственными комиссиями в направлении использования его под клуб, библиотеку, книгохранилище, антирелигиозного отдела музея. Заключение комиссии о высокой исторической, художественной, технической и ансамблевой ценности собора, не было принято во внимание и началось разграбление предметов убранства, книг, а так же уничтожение архитектурных деталей: иконостаса, колокольни, каменной ограды с решётками. Последние годы существования здание использовали как склад картографической фабрики. Собор снесли в конце 50-х годов. Вплотную к соборной ограде был построен жилой дом по улице Спартаковской, а на месте разрушенного собора высажены деревья, которые росли очень плохо, так как корнями упирались в фундамент храма.
О первом раскопе Воскресенского Собора .1999год.

Летом 1999года из города Владивостока по возрождающейся православной России шёл крестный ход. Каждая возрождённая епархия, каждый город, лежавший на маршруте, готовились к встрече крёстного хода. Одним из важных моментов подготовки была установка поклонного креста на месте предстоящей общей молитве.

Выбором нашего владыки, архиепископа Феодосия, была территория первого каменного собора Омска – Воскресенского. Для установки поклонного креста бригада владыки на месте старинного собора начала делать раскоп-углубление под Поклонный крест. Но буквально через несколько минут работы, лопата издала характерный звук, ударивший о металлический предмет в недрах фундамента собора. Слегка расчистив углубление, рабочие обнаружили, что это верхняя арочная часть металлической двери крипты Собора. Узнав об этом, Владыка принял решение не нарушать недра собора и установить Поклонный крест на территории Успенского собора. Работы стразу переместились на старинную Соборную Площадь, где Поклонный крест и был установлен.

Раскоп, произведённый ранее на территории Воскресенского Собора, остался выразительным углублением и привлёк внимание детей, живущих на Спартаковской улице. Они продолжили копать, раскопали дверь на одну треть высоты, сломали её и оттащили верхнюю часть во двор своего дома.

Ситуация стала опасной не только для двери, но и для жизни и здоровья детей, которые могли оказаться под обвалом при дальнейшем раскопе. Наш краеведческий клуб «Горизонт» был на месте раскопок не раз, отслеживал ситуацию, но не брал инициативу в свои руки, считая, что соответствующие организации держат всё под контролем и произведут своевременную консервацию раскопа. Теперь стало необходимым извлечение двери, что было сделано при нашем участии.

Позднее на территории Воскресенского Собора был поставлен крест, как знак о предстоящем восстановлении храма (см. фотографию членов команды «Искатели» у этого креста в Кратская справка по омским храма).
Подготовка к восстановлению Воскресенского собора. Археологические работы 2009год
Работы начались в июне 2009 года: организация раскопок, сбор документации. В августе началась разбивка раскопа на квадраты. Далее начались работы по раскопу фундамента, изучению культурного слоя, сбору артефактов, одновременно шла нивелировка поверхности раскопа.

При расчистке кирпичной кладки собора было найдено немало артефактов. Но сейчас они обрабатываются историками, и поскольку в научный оборот не включены, мы не можем их называть, соблюдая авторские права омских учёных. Наши ученицы присутствовали при обнаружении некоторых из них. Сейчас раскопки продолжаются, а мы планируем продолжить сотрудничество с омскими археологами.
Воскресенский Военный... 
Воскресенский Военный... 
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму