Татьяна ******'s albums » Успенский кафедральный собор г. Омска
Собор XIX века
В конце XIX века было принято решение на средства, собранные для расширения Воскресенского собора в Омске, построить храм в центре города, на месте бывшей городской рощи.Первоначально предполагалось, что это будет храм Вознесения, но в 1895 году, после создания в Омске православной епархии, было решено назвать собор Успенским кафедральным.
Архитектор Э. Виррих взял за основу проект Санкт-Петербургского храма Спаса на Крови 1894 года, выполненный А. Парландом. При этом омский храм стал не копией, а переработкой архитектурного решения, что в храмовом зодчестве было обычным явлением.
Строительство было начато 16 июля 1891 году. Первый камень в основание собора заложил цесаревич Николай Александрович, будущий российский император Николай II.
Первоначально руководил проектом инженер К. А. Лешевич. После его отъезда, с 14 октября 1897 года руководство принимает областной инженер А. С. Эйнарович. В реализации проекта также принимали участие архитекторы М. И. Шухман и Н. Е. Вараксин.
Храм строится на территории бывшей городской рощи, между улицами Тарской, Казнаковской и Александровской.
По свидетельству уникальных документов того времени, в строительстве храма были заинтересованы все. Так, сохранилась информация о сборе средств на колокола Успенского собора. По всей губернии на помощь в строительстве храма прихожане собирали стреляные гильзы. 874 пуда продали фирме Вогау и К за 7105 рублей 75 копеек, а 34 пуда гильз и медный котёл отправили во Владимирскую губернию на имя „Товарищества Кольчугина“ на отливку 9 колоколов. Всего на сооружение и украшение храма было израсходовано 125000 рублей
С 1897 года при соборе существует общество Хоругвеносцев, которое возглавлял староста собора Степан Волков (купец). Общество жертвует собору несколько богатых хоругвей и средства для устройства школы при храме. В том же году при соборе открывается церковно-приходская школа.
9 сентября 1898 года первый омский епископ Григорий освятил собор. К 1900 году количество прихожан Успенского собора составляло 3144 мужчины и 1775 женщин.
В 1902 году вокруг собора разбит сад, названный впоследствии Архиерейским.
8 сентября 1905 года в Омск прибывает Иоанн Кронштадтский, который служит в Успенском соборе литургию, благословив омичей и отчитав проповедь.
С начала 1910-х годов в саду рядом с собором открываются детские площадки, на которых с детьми занимаются педагоги.
26 августа 1912 года в Омске широко отмечается Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года. В Успенском соборе была совершена заупокойная литургия и панихида по императору Александру I, затем на площади перед храмом — торжественный молебен.
25 февраля 1913 года в соборе служится молебен в честь 300-летия Дома Романовых. После богослужения организуется крестный ход и церковный парад.
В 1915 году Степное общество садоводов планирует и возводит рядом с собором новый сквер в духе стиля модерн.
10 марта 1917 года состоялся народный праздник (в честь свержения самодержавия), мартовские торжества гражданских свобод на площади у Успенского собора. Начались гонения на православие.
В феврале 1918 года принимается «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Большевики требуют передать в их распоряжение здания, дела и имущество Омской духовной консистории и Архиерейского дома для размещения своих учреждений. После одной из служб на площади у Успенского собора начинается митинг прихожан, которых тут же разгоняют солдаты. На следующий день красногвардейцы не пускают людей в храм. 4 февраля 1918 года устраивается крестный ход. В ночь с 5 на 6 февраля начинаются аресты служителей церкви. Убиты келейник и эконом Успенского собора.
В 1919 году власть в Омске переходит в руки белогвардейцев. 3 апреля 1919 года архиепископ Сильвестр возглавляет крестный ход от Успенского собора к дому Верховного правителя России А. Колчака.
После возвращения советской власти Сильвестр был расстрелян (6 февраля 1920 года). Храм передан «обновленцам» (представителям течения русской православной церкви, лояльно относившимся к большевикам). Но с 1923 года службы в храме прекращаются окончательно. Здание, переданное советским властям, долгое время пустует.
В 1933 году с собора были сняты колокола и переплавлены на нужды индустриализации страны. В 1934 году вся церковная утварь была передана в созданный Музей атеизма и впоследствии утеряна.Вскоре омское партийное руководство решает перестроить собор в оперный театр. Создаётся комиссия по обследованию акустики собора под руководством А. Лебедева. Акустика признана неудовлетворительной.
17 февраля 1935 года по предложению начальника Омского НКВД Салыня на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД было принято решение о сносе здания. В том же году храм был взорван. Предполагалось использовать кирпичи собора для нового здания областного НКВД, но после взрыва они были непригодны для строительства. Примечательно, что останки храма существовали ещё долгое время (так, на сохранившейся в фотофонде Государственного архива Омской области фотографии видно, что алтарная стена с росписями устояла). Развалины разбирали заключённые внутренней тюрьмы НКВД.
В том же году вокруг был разбит сквер, на долгие годы ставший местом отдыха омичей. Место получило название «Сад пионеров» (в честь расположенного рядом, в бывшей губернаторской резиденции, Дворца пионеров). С 1949 года на месте бывшего собора каждый год устанавливалась городская ёлка и «зимний городок»
Собор XXI века
Вскоре в саду был сооружён декоративный пруд. В 1996 году установлен фонтан. Здесь, у памятника оленю, назначались свидания, отдыхали на скамейках пенсионеры и родители с детьми.
В 1999 году на месте бывшего собора устанавливается Поклонный крест.
11 июля 2005 года правительство Омской области принимает решение воссоздать Успенский собор, как памятник истории и культуры Омского Прииртышья. Начинаются строительные работы. Подрядчиками стали НПО «Мостовик» и компания «Агростройкомплект». Купола отливались мастерами города Каменск-Уральский. Отделочный и фигурный кирпич из особой красной глины был завезён из Прибалтики. Иконостас создан сибирским художником Г. Адаевым
При раскопках фундамента взорванного собора археологи обнаружили захоронение архиерея Сильвестра. В потайной комнате под притвором Николая Чудотворца были найдены иконы, а также останки тела священника, принадлежность которых подтверждена результатами экспертизы.
На месте раскопок (а впоследствии и строительства) начинаются регулярные службы и крестные ходы, которые лично проводил митрополит Омский и Тарский Феодосий.
14 октября 2005 года состоялась церемония закладки первого камня в основание нового собора.
14 января 2006 года началось возведение кирпичных стен. В июле того же года были освящены 13 колоколов (общим весом в 5,5 тонны). В канун Рождества, 6 января 2007 года, колокола впервые зазвучали на новой колокольне.
30 марта 2007 года был поднят главный купол собора. 16 апреля на нём установлен крест.
31 мая 2007 года были установлены керамические иконы, которые стали главным украшением внешних стен храма. 2 июля начался монтаж иконостаса.
Новый Успенский собор был торжественно освящён 15 июля 2007 года. В праздничных мероприятиях, посвящённых открытию собора, приняли участие солисты Большого театра В. Маторин, Т. Ерастова и А. Захаров, кинорежиссёр Н. Михалков, артисты В. Талызина, Д. Певцов, С. Захаров, Т. Гвердцители, Н. Бабкина. После концерта, в котором приняли участие более 800 артистов со всей России, состоялся грандиозный фейерверк.
Правительство Омской области выступило с предложением переименовать площадь рядом с собором. 14 августа 2007 года площади, которая до этого называлась просто «площадью у Законодательного собрания» официально присвоено название «Соборная площадь». Решение о присвоении наименования было единогласно одобрено всеми 27 присутствовавшими на заседании депутатами городского собрания.[8] Теперь это — достопримечательность города. На площади проходят все главные праздники и торжественные мероприятия.
25 февраля 2009 года в соборе установлена рака с мощами новомученика Сильвестра. Мощи доступны для поклонения
Успенский собор считается уникальным историческим памятником, входящим в число крупнейших достопримечательностей России. Внесён в каталог мировой храмовой культуры. Считается жемчужиной российской архитектуры. Собор приобретён в областную собственность и взят под охрану государства.
Для подсветки собора и прилегающей территории в ночное время была написана своеобразная световая партитура, задействованы более ста светильников, окрашивающих храм в голубой и белый тона и максимально подчёркивающих его красоту и величие.
В нижней части храма предполагается открыть музей. Здесь будут выставлены экспонаты, найденные археологами при раскопках (архитектурные детали внутреннего убранства храма, старинные монеты, стеклянные флаконы, церковное облачение, иконы и даже первый закладной камень).] В газете «Омская правда» планами поделился директор Музея просвещения Игорь Скандаков:
«При поиске фундамента обнаружилось, что под собором находилась пещерная церковь, под северным приделом. Две комнаты, в одной из которых было какое-то хранилище, а в другой — кухня. Мы сохранили киот, остатки стен в месте захоронения Сильвестра. Сознательно сохранили кирпичные стены, которые идут точно по контуру храма. Здесь обязательно надо сделать музей, это будет интересно и познавательно для омичей. Такая связь времен: из века девятнадцатого в век двадцать первый…»
Описание
Сохранилось детальное описание собора XIX века (в 2007 году храм был восстановлен по фотографиям, и не во всех деталях повторяет оригинал). Площадь собора составляла 1518 м?, высота колокольни до подкрёстного яблока 44 метра, высота креста 3 метра, диаметр купола 15 метров.
В то время церковь имела сложное объёмно-планировочное решение с сохранением традиционной композиции: алтарь, средняя часть храма, трапезная и притвор с колокольней. Церковь была установлена на высокий цокольный этаж, выполнена из кирпича (в строительстве использовались 30 видов лекального кирпича разных цветов).[3]
Архитектурное решение — крестообразное в разрезе. Пятиглавие представляет собой шлемовидные купола, возвышающиеся на цилиндрических башнях-барабанах, прорезанных арочными окнами. Над алтарём имеется пятигранная конха. Кровля трапезной двускатная.
Над куполом установлен восьмигранный фонарь с окнами и пилястрами на углах. На колокольне такой же фонарь с пояском (перехватом) вверху. Главы установлены на куполе, алтаре, приделе и колокольне. Кресты восьмиконечные.
К сожалению, до наших дней не сохранились образцы убранства храма. Известно лишь, что декоративные узорочья повторяли образцы московского зодчества XVII века. В цокольной части здания применена рустика. В качестве украшений использованы ниши, поребрик, лопатки, сложные карнизы в несколько ярусов. Полуциркульные окна оформлены наличниками, на первом этаже заключены в металлические решётки.
Колокольня трёхъярусная, с прямоугольными оконными проёмами. Ярус звона восьмигранный, с арочными проёмами, завершается килевидным покрытием.
Расписывал храм художник Емцов. Иконостас со всеми иконами был выполнен в мастерской екатеринбургского купца А. П. Кожевникова.
Почитаемым образом собора XIX века была икона святой и благоверной княгини Анны Кашинской с частицами мощей святой.
В 1913 году епископ Андроник (Никольский) обновил омский иконостас новгородскими иконами. В Омск были переправлены копии чудотворных икон: Тихвинская икона Божией матери, святые иконы Великомученицы Варвары и Преподобной Евфросинии Полоцкой, освященные на мощах Святых и заключающие в себе их частицы.
Основная святыня собора XXI века — найденные при раскопках мощи архиепископа Сильвестра, канонизированного Московской Патриархией в ноябре 1998 года как новомученика Российского. Кроме того, митрополит Климент передал собору образ Казанской иконы Божьей матери с личной подписью благословением Патриарха Алексия II.
Губернатор Омской области Л. Полежаев, по инициативе которого был восстановлен храм, передал в дар собору Святое Евангелие, на котором приносил клятву на церемонии вступления в должность главы региона.
В конце XIX века было принято решение на средства, собранные для расширения Воскресенского собора в Омске, построить храм в центре города, на месте бывшей городской рощи.Первоначально предполагалось, что это будет храм Вознесения, но в 1895 году, после создания в Омске православной епархии, было решено назвать собор Успенским кафедральным.
Архитектор Э. Виррих взял за основу проект Санкт-Петербургского храма Спаса на Крови 1894 года, выполненный А. Парландом. При этом омский храм стал не копией, а переработкой архитектурного решения, что в храмовом зодчестве было обычным явлением.
Строительство было начато 16 июля 1891 году. Первый камень в основание собора заложил цесаревич Николай Александрович, будущий российский император Николай II.
Первоначально руководил проектом инженер К. А. Лешевич. После его отъезда, с 14 октября 1897 года руководство принимает областной инженер А. С. Эйнарович. В реализации проекта также принимали участие архитекторы М. И. Шухман и Н. Е. Вараксин.
Храм строится на территории бывшей городской рощи, между улицами Тарской, Казнаковской и Александровской.
По свидетельству уникальных документов того времени, в строительстве храма были заинтересованы все. Так, сохранилась информация о сборе средств на колокола Успенского собора. По всей губернии на помощь в строительстве храма прихожане собирали стреляные гильзы. 874 пуда продали фирме Вогау и К за 7105 рублей 75 копеек, а 34 пуда гильз и медный котёл отправили во Владимирскую губернию на имя „Товарищества Кольчугина“ на отливку 9 колоколов. Всего на сооружение и украшение храма было израсходовано 125000 рублей
С 1897 года при соборе существует общество Хоругвеносцев, которое возглавлял староста собора Степан Волков (купец). Общество жертвует собору несколько богатых хоругвей и средства для устройства школы при храме. В том же году при соборе открывается церковно-приходская школа.
9 сентября 1898 года первый омский епископ Григорий освятил собор. К 1900 году количество прихожан Успенского собора составляло 3144 мужчины и 1775 женщин.
В 1902 году вокруг собора разбит сад, названный впоследствии Архиерейским.
8 сентября 1905 года в Омск прибывает Иоанн Кронштадтский, который служит в Успенском соборе литургию, благословив омичей и отчитав проповедь.
С начала 1910-х годов в саду рядом с собором открываются детские площадки, на которых с детьми занимаются педагоги.
26 августа 1912 года в Омске широко отмечается Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года. В Успенском соборе была совершена заупокойная литургия и панихида по императору Александру I, затем на площади перед храмом — торжественный молебен.
25 февраля 1913 года в соборе служится молебен в честь 300-летия Дома Романовых. После богослужения организуется крестный ход и церковный парад.
В 1915 году Степное общество садоводов планирует и возводит рядом с собором новый сквер в духе стиля модерн.
10 марта 1917 года состоялся народный праздник (в честь свержения самодержавия), мартовские торжества гражданских свобод на площади у Успенского собора. Начались гонения на православие.
В феврале 1918 года принимается «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Большевики требуют передать в их распоряжение здания, дела и имущество Омской духовной консистории и Архиерейского дома для размещения своих учреждений. После одной из служб на площади у Успенского собора начинается митинг прихожан, которых тут же разгоняют солдаты. На следующий день красногвардейцы не пускают людей в храм. 4 февраля 1918 года устраивается крестный ход. В ночь с 5 на 6 февраля начинаются аресты служителей церкви. Убиты келейник и эконом Успенского собора.
В 1919 году власть в Омске переходит в руки белогвардейцев. 3 апреля 1919 года архиепископ Сильвестр возглавляет крестный ход от Успенского собора к дому Верховного правителя России А. Колчака.
После возвращения советской власти Сильвестр был расстрелян (6 февраля 1920 года). Храм передан «обновленцам» (представителям течения русской православной церкви, лояльно относившимся к большевикам). Но с 1923 года службы в храме прекращаются окончательно. Здание, переданное советским властям, долгое время пустует.
В 1933 году с собора были сняты колокола и переплавлены на нужды индустриализации страны. В 1934 году вся церковная утварь была передана в созданный Музей атеизма и впоследствии утеряна.Вскоре омское партийное руководство решает перестроить собор в оперный театр. Создаётся комиссия по обследованию акустики собора под руководством А. Лебедева. Акустика признана неудовлетворительной.
17 февраля 1935 года по предложению начальника Омского НКВД Салыня на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД было принято решение о сносе здания. В том же году храм был взорван. Предполагалось использовать кирпичи собора для нового здания областного НКВД, но после взрыва они были непригодны для строительства. Примечательно, что останки храма существовали ещё долгое время (так, на сохранившейся в фотофонде Государственного архива Омской области фотографии видно, что алтарная стена с росписями устояла). Развалины разбирали заключённые внутренней тюрьмы НКВД.
В том же году вокруг был разбит сквер, на долгие годы ставший местом отдыха омичей. Место получило название «Сад пионеров» (в честь расположенного рядом, в бывшей губернаторской резиденции, Дворца пионеров). С 1949 года на месте бывшего собора каждый год устанавливалась городская ёлка и «зимний городок»
Собор XXI века
Вскоре в саду был сооружён декоративный пруд. В 1996 году установлен фонтан. Здесь, у памятника оленю, назначались свидания, отдыхали на скамейках пенсионеры и родители с детьми.
В 1999 году на месте бывшего собора устанавливается Поклонный крест.
11 июля 2005 года правительство Омской области принимает решение воссоздать Успенский собор, как памятник истории и культуры Омского Прииртышья. Начинаются строительные работы. Подрядчиками стали НПО «Мостовик» и компания «Агростройкомплект». Купола отливались мастерами города Каменск-Уральский. Отделочный и фигурный кирпич из особой красной глины был завезён из Прибалтики. Иконостас создан сибирским художником Г. Адаевым
При раскопках фундамента взорванного собора археологи обнаружили захоронение архиерея Сильвестра. В потайной комнате под притвором Николая Чудотворца были найдены иконы, а также останки тела священника, принадлежность которых подтверждена результатами экспертизы.
На месте раскопок (а впоследствии и строительства) начинаются регулярные службы и крестные ходы, которые лично проводил митрополит Омский и Тарский Феодосий.
14 октября 2005 года состоялась церемония закладки первого камня в основание нового собора.
14 января 2006 года началось возведение кирпичных стен. В июле того же года были освящены 13 колоколов (общим весом в 5,5 тонны). В канун Рождества, 6 января 2007 года, колокола впервые зазвучали на новой колокольне.
30 марта 2007 года был поднят главный купол собора. 16 апреля на нём установлен крест.
31 мая 2007 года были установлены керамические иконы, которые стали главным украшением внешних стен храма. 2 июля начался монтаж иконостаса.
Новый Успенский собор был торжественно освящён 15 июля 2007 года. В праздничных мероприятиях, посвящённых открытию собора, приняли участие солисты Большого театра В. Маторин, Т. Ерастова и А. Захаров, кинорежиссёр Н. Михалков, артисты В. Талызина, Д. Певцов, С. Захаров, Т. Гвердцители, Н. Бабкина. После концерта, в котором приняли участие более 800 артистов со всей России, состоялся грандиозный фейерверк.
Правительство Омской области выступило с предложением переименовать площадь рядом с собором. 14 августа 2007 года площади, которая до этого называлась просто «площадью у Законодательного собрания» официально присвоено название «Соборная площадь». Решение о присвоении наименования было единогласно одобрено всеми 27 присутствовавшими на заседании депутатами городского собрания.[8] Теперь это — достопримечательность города. На площади проходят все главные праздники и торжественные мероприятия.
25 февраля 2009 года в соборе установлена рака с мощами новомученика Сильвестра. Мощи доступны для поклонения
Успенский собор считается уникальным историческим памятником, входящим в число крупнейших достопримечательностей России. Внесён в каталог мировой храмовой культуры. Считается жемчужиной российской архитектуры. Собор приобретён в областную собственность и взят под охрану государства.
Для подсветки собора и прилегающей территории в ночное время была написана своеобразная световая партитура, задействованы более ста светильников, окрашивающих храм в голубой и белый тона и максимально подчёркивающих его красоту и величие.
В нижней части храма предполагается открыть музей. Здесь будут выставлены экспонаты, найденные археологами при раскопках (архитектурные детали внутреннего убранства храма, старинные монеты, стеклянные флаконы, церковное облачение, иконы и даже первый закладной камень).] В газете «Омская правда» планами поделился директор Музея просвещения Игорь Скандаков:
«При поиске фундамента обнаружилось, что под собором находилась пещерная церковь, под северным приделом. Две комнаты, в одной из которых было какое-то хранилище, а в другой — кухня. Мы сохранили киот, остатки стен в месте захоронения Сильвестра. Сознательно сохранили кирпичные стены, которые идут точно по контуру храма. Здесь обязательно надо сделать музей, это будет интересно и познавательно для омичей. Такая связь времен: из века девятнадцатого в век двадцать первый…»
Описание
Сохранилось детальное описание собора XIX века (в 2007 году храм был восстановлен по фотографиям, и не во всех деталях повторяет оригинал). Площадь собора составляла 1518 м?, высота колокольни до подкрёстного яблока 44 метра, высота креста 3 метра, диаметр купола 15 метров.
В то время церковь имела сложное объёмно-планировочное решение с сохранением традиционной композиции: алтарь, средняя часть храма, трапезная и притвор с колокольней. Церковь была установлена на высокий цокольный этаж, выполнена из кирпича (в строительстве использовались 30 видов лекального кирпича разных цветов).[3]
Архитектурное решение — крестообразное в разрезе. Пятиглавие представляет собой шлемовидные купола, возвышающиеся на цилиндрических башнях-барабанах, прорезанных арочными окнами. Над алтарём имеется пятигранная конха. Кровля трапезной двускатная.
Над куполом установлен восьмигранный фонарь с окнами и пилястрами на углах. На колокольне такой же фонарь с пояском (перехватом) вверху. Главы установлены на куполе, алтаре, приделе и колокольне. Кресты восьмиконечные.
К сожалению, до наших дней не сохранились образцы убранства храма. Известно лишь, что декоративные узорочья повторяли образцы московского зодчества XVII века. В цокольной части здания применена рустика. В качестве украшений использованы ниши, поребрик, лопатки, сложные карнизы в несколько ярусов. Полуциркульные окна оформлены наличниками, на первом этаже заключены в металлические решётки.
Колокольня трёхъярусная, с прямоугольными оконными проёмами. Ярус звона восьмигранный, с арочными проёмами, завершается килевидным покрытием.
Расписывал храм художник Емцов. Иконостас со всеми иконами был выполнен в мастерской екатеринбургского купца А. П. Кожевникова.
Почитаемым образом собора XIX века была икона святой и благоверной княгини Анны Кашинской с частицами мощей святой.
В 1913 году епископ Андроник (Никольский) обновил омский иконостас новгородскими иконами. В Омск были переправлены копии чудотворных икон: Тихвинская икона Божией матери, святые иконы Великомученицы Варвары и Преподобной Евфросинии Полоцкой, освященные на мощах Святых и заключающие в себе их частицы.
Основная святыня собора XXI века — найденные при раскопках мощи архиепископа Сильвестра, канонизированного Московской Патриархией в ноябре 1998 года как новомученика Российского. Кроме того, митрополит Климент передал собору образ Казанской иконы Божьей матери с личной подписью благословением Патриарха Алексия II.
Губернатор Омской области Л. Полежаев, по инициативе которого был восстановлен храм, передал в дар собору Святое Евангелие, на котором приносил клятву на церемонии вступления в должность главы региона.
Владыка Сильвестр |